Леонардо да Винчи

Список интересов этого человека —  поражает. Басни, притчи, проекты дельтаплана и парашюта, эксперименты с техникой в живописи и исследования человеческого глаза, безукоризненное знание Данте и научное объяснение «почему небо синее», математические расчеты, астрономические наблюдения, инженерные чертежи и предсказания, потрясающий психологизм на картинах.

Вы говорите о Леонардо да Винчи,- скажет любой, услышав  это перечисление.

О нем говорят — человек- эпоха. Его называют —  титаном и homo universalis. Считают – что он на несколько веков опередил свое время.

Догадывались ли об этом субботней апрельской ночью  1542 года  родители Леонардо – нотариус Пьедро да Винчи и его возлюбленная, Катерина?

Догадывался ли об этом  живописец Андреа дель Вероккьо, рассматривающий, как нарисовал молодой подмастерье одного из ангелов на картине «Крещение Христа» (1472-1477)?

Картина Верроккьо «Крещение Христа».

Ангел слева (левый нижний угол) — творение кисти Леонардо.

А может быть, первыми, учуявшими мощь и энциклопедичность да Винчи,  были придворные флорентийского герцога Людовика Сфорца, у  которого с 1480 г служил  молодой Леонардо в качестве музыканта и импровизатора (а  кроме этого, писал свои трактаты   о живописи, о свете, о тенях и движении, о пропорциях человеческого тела, составлял архитектурные проекты, инженерные чертежи,  являлся основателем Миланской академии художеств)?

Или первыми  были  члены гильдии художников и врачей имени св. Луки, присвоившие двадцатилетнему  живописцу  квалификацию мастера и видевшие одну из его первых самостоятельных работ «Благовещение»?

Благовещение, 1472—1475 (Annunciazione)

Доска, масло. 98 на 217 см

Уффици, Флоренция

Или это были зрители его изобразительных опытов с образами мадонны —  «Мадонны с гвоздикой», «Мадонны  Бенуа», «Мадонны Литта»?

Мадонна Бенуа, 1478—1480 (Madonna Benois)

Холст (переведена с дерева), Масло. 48 на 31,5 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Мадонна с гвоздикой, 1478 (Madonna del Garofano)

Дерево, масло. 42 на 67 см

Старая пинакотека, Мюнхен

Мадонна Литта, 1490—1491 (Madonna Litta)

Холст (переведена с дерева), Темпера. 42?33 см

Эрмитаж, Санкт-Петербург

Мы никогда не узнаем, кто был первым — почувствовавшим в Леонардо да Винчи мощь гения, опережающего эпоху каждым своим действием, кто был первым – увидевшим в нем талантливейшего художника, уже пятое столетие будоражащего своими картинами воображение как профессионалов, так и обычных зрителей во всем мире.

Но это неважно. Важно другое. В основе «секрета» его картин новаторские техники и эксперименты, глубокие знания анатомии, ботаники, геологии, оптики и даже человеческой души. Непревзойденный мастер не только сумел понять, как на телесном уровне отражаются эмоции и «жизнь души» человека, но и нашел приемы, позволившие перенести все на это холст.

Вся мощь мастерства Леонардо, вершина владения приемами светотени и сфумато – в  шедеврах «Мона Лиза» («Джоконда»), 1503-1505гг  и «Тайная вечеря» (1495-1498).

Портрет госпожи Лизы Джокондо,  Мона Лиза, 1503—1519 (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo)

Доска (тополь), масло. 76,8 на 53 см

Лувр, Париж

Картина, которой восторгаются и говорят, ведут искусствоведческие споры и ищут секреты в ее элементах.

Очаровывает все:

туманная даль с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками – в чем-то фантастический пейзаж  в подводном –голубовато-зеленом тоне;

потрясающая передача физики тела, «живой телесности», когда кажется, что видна даже пульсирующая вена, малейшие нюансы оттенков кожи и роста ресниц;

необычный, как бы неотрывно следящий за зрителем взгляд, благодаря которому  у любого зрителя ощущение, что перед ним не отпечаток на холсте, но живой человек – мыслящий, чувствующий, готовый к диалогу;

загадочная полуулыбка, об ускользающем  смысле которой написаны целые искусствоведческие трактаты;

одухотворенность и поэтичность образа;

леонардовский прием «сфумато» — прием изображения едва уловимой  дымки, окутывающей лицо и фигуру, смягчающей контуры и тени («некий род тумана», помещенный между источником света и телами;

продуманное  соотнесение тонов карнации и одежды с общим колоритом картины.

Тайная вечеря, 1495—1498 (Ultima cena)

460 на 880 см

Санта-Мария делле Грацие, Милан

 

Фреска в монастыре Санта Мария дель Грация поражает воображение, одухотворяет  собой миллионы и миллионы посетителей.

Поражает всем:

правдивостью и тщательностью выписанных предметов, когда настоящими выглядят мельчайшие складки на скатерти или одежде апостолов;

глубочайшим отражением многообразия палитры человеческих чувств и эмоций в лицах, фигурах, жестах Иисуса и апостолов;

экспериментами с материалами грунтовкой стен и красками (Леонардо писал ее не по сухой, а по мокрой штукатурке и частично использовал масляные краски)

достаточно трагической судьбой картины, которую несколько раз заливало водой

игрой света и тени, безукоризненно выверенной композицией, которая убедительно работает на замысел, знаменитым леонардовским сфумато

легендой  о том, что для образов Иисуса и Иуды натурщиком стал один и тот же человек с разницей в три года: одухотворенный юноша из церковного хора через три года превратился в опустившегося бродягу и пьяницу

поиском различных тайн и скрытых загадок.

Во время службы на французского короля  Леонардо нарисовал  второй вариант «Мадонны в скалах».

 Как же  любопытно сравнить ранний (теперь говорят — луврский) вариант с поздним (лондонским)!

Как заметны различия между стилем Леонардо да Винчи эпохи  Кватроченто и  эпохи Высокого Возрождения. Приглушенность красок второго варианта, фигуры, расположенные как бы чуть ближе к зрителю, сфумато – все работает на то, чтобы подчеркнуть значительность и величественность образов Богоматери и Младенца, нежность и покой сюжета, контрастирующего с окружающем мрачным пейзажем.

Мадонна в скалах, 1483—1486 (La Vergine delle rocce)

Дерево, переведённое на холст, масло. 199 на 122 см

Лувр, Париж

Мадонна в скалах (между 1506—1509гг),

Лондонская Национальная галерея

Постепенно Леонардо отходит от занятия живописью.   Среди его последних рисунков есть один, который, говорят, можно считать автопортретом: на берегу реки сидит старик, погруженный в столь глубокое созерцание, что, кажется, только последняя труба архангела сможет пробудить его. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года.

 Светлана Халили

Городской скетчинг. 5 правил

Городской скетчинг – отдельное направление в живописи. В скетче достаточно приблизительного сходства с натурой, не особенно важны прямые линии улиц и зданий, даже выбор цветового решения и материалов может быть любым – от монохромной зарисовки углем или маркером, до работы маслом на холсте. Главное в скетчинге, передать настроение местности, подчеркнуть особенности. Этот вид живописи подходит тем, кто хочет или любит рисовать, но к созданию шедевральных, выставочных полотен ещё не готов. В данной статье дан интересный взгляд на городской скетчинг, стоит прислушаться!

Можно легко нарисовать скетч любой сложности на любую тему, придерживаясь следующих правил:

1. Большими шагами! Поймать настроение!

Основной ошибкой художников, впервые приступающих к скетчингу, является стремление изобразить максимально точно всё, что видит глаз. На самом деле, фотографическое сходство не обязательно не только в зарисовках, но и в академической живописи. Вполне допускается упрощение сюжета, а в некоторых случаях оно просто необходимо, для акцентировании внимания на главном сюжете изображения. Детализированный задний план или окружающие предметы создадут перегруженность рисунка.

2. Планы наше всё — вблизи, чуть дальше, вдалеке

Для создания перспективы и объёма в рисунке необходимо выдерживать различие планов. Причём, если в живописи дальний план рисуется холодными оттенками, а ближний план тёплыми, дальний план всегда размыт, а передний детализирован, то в скетчинге это правило не работает. Здесь детализируется и обозначается тёплыми оттенками тот план, на котором находится изображаемый объект. Например, если рисуется купол здания, находящегося за домами на переднем плане, то передний план изображается схематично холодными оттенками, а дальний прорабатывается детально в теплых тонах.

3. И швец, и жнец, и на дуде игрец — разные приемы в одной работе

Это делает зарисовку интересной для зрителя. Если работа ведется маркерами, углём или карандашами, то применяются разные виды и плотность штриховки, если художник пишет скетч акварелью, то комбинируются техники по сырому и по сухому. Контрастные тона и освещённость в работе также приветствуются.

4. Кто тут главный?

Главный герой зарисовки — это отдельная тема. Один и тот же городской вид может послужить основой для нескольких интересных зарисовок. Например, один рисунок посвятить крыше дома на фоне облачного неба, в другом стать центром сюжета может красивая дверь в том же доме, в третьем главным героем будет кот, спящий на подоконнике окна этого дома.

5. Влюбиться в сюжет

Не всем посчастливилось жить и писать в историко-культурных центрах с потрясающей архитектурой, но интересный сюжет найдётся даже в самой унылой застройке. Можно выбрать необычный ракурс изображения, найти интересное цветовое решение, сделать акцент на погодных условиях, пусть главным героем будет отражение в луже или падающий снег, поиграть с освещённостью, сделать работу в контровом свете – это всегда интересно и необычно.

скетч3

Попробуйте себя в скетче, рисуйте и наслаждайтесь!

Нежная яркость. Как выбрать материалы для акварели

Акварельная живопись — потрясающая. Она воздушная, манящая, легкая и свежая, не такая пастозная,как масло и не такая укрывистая и плотная как гуашь или темпера. Замены для акварели не найти, она уникальна. Ей можно рисовать пейзажи, натюрморты, иллюстрации или портреты. Если вы давно не рисовали этой нежной краской, побалуйте себя, оно того стоит.

А мы в этой статье поможем вам выбрать хорошие краски, бумагу и кисти.

Акварель — краска, любящая воду. Это мы все знаем с детства. Акварельные краски — пожалуй самые популярные в этом мире, ими рисуют и в детских садах, и в школах… Часто именно с  акварельных зарисовок  происходит знакомство с миром живописи и рисунка. Но как же выбрать акварель тем, кто уже вырос и хочет насладиться не «медовой» акварелью, а настоящей?

Краски. Кюветы, тюбики, марки

Сразу скажем, что акварель разделяется на детскую и профессиональную. С детской проблем нет, они зачастую все примерно на одном уровне по качеству, и выбирать приходится только по параметрам: количество цветов и цена. Хотя, возможно, руководители детский студий сейчас возмутятся, и даже кинут в нас помидор, но мы сейчас ведь не об этом, правда?)

С профессиональной чуть сложнее. Она создана для художников, акварелистов, в детский сад она будет не к чему. Разные марки различаются по насыщенности пигмента, помолу краски, цветами, насыщенностью и, соответственно, цене.

Профессиональная акварель как правило продаётся в кюветах — это небольшие ёмкости прямоугольной формы, в которых содержится пигмент. Это очень удобно для художников, так как они вправе покупать не набор, а создавать свою палитру только с нужными цветами. Еще профессиональная акварель бывает жидкая, она продается в тюбиках (тубах). Плюс такой акварели в большом ее  объёме ее в тубе,  в итоге ее расход получается намного меньше. Но тут на вкус и цвет.

Если вы рисуете недавно, не следует сразу приобретать именитые, дорогие марки, такие как Winsor&Newton, Schmincke, Daniel Smith, Sennelier, Rembrandt, Van Gogh. Лучше начать с акварели «Ленинград» или «Белых ночей», они, возможно, немного уступают по качеству европейским брендам, но всё равно это отличные краски, дающие яркие, насыщенные цвета и удовольствие в творчестве.

Итог: если это ваш первый художественный опыт, либо вы рисуете не так давно, менее 5 лет, и живете в России, отличным выбором будет Ленинград или Белые ночи, количество цветов на ваш вкус, 24 хорошо подойдет. Если вы же вы проживаете в другой стране, выбирайте из того, что представлено у вас, например, из перечисленных выше марок. И еще, добавим, что если курс вот-вот начнется, а краски вы никак не успеваете купить, рисуйте тем, что есть. Даже детской или непонятной марки. Главное — начать рисовать, не забывайте!

04092

Кисти. Хвостиком махнула…

Кисти делятся на натуральные и синтетические. Для акварели, так как мы пишем на водной основе (воды на кисти обычно даже больше, чем краски), огромное значение приобретает пластичность и чувствительность кисти. Поэтому мы советуем писать натуральными красками, в основном белкой, пони и другими. Отлично себя зарекомендовал колонок. Однако натуральное волокно вбирает в себя слишком много воды. И некоторым акварелистам это не особо нравится. И они пробуют синтетические. Они вбирают гораздо меньше воды, что даёт больше контроля над ситуацией и возможность прописывать очень мелкие детали. Ещё одно преимущество синтетики — это упругость, она различается от марки к марке. Пробуйте, возможно вам понравятся больше синтетические кисти, но это уже потом, когда набьете руку, начитать лучше все же в натуральных.

Итог: выбираем белку или колонок, от 2 до 10 номера, это по умолчанию. Синтетику оставляем на потом.

Бумага. Плотность и фактура

В акварелистике огромную роль играет бумага, она и создает фактуру, и по-разному «показывает» цвет, его насыщенность и контрастность. Поэтому бумага должна быть плотная и фактурная. Обычно она так и называется — для акварели. Также бумага различается по сырью, из которого она изготовлена, это хлопок или целлюлоза. Каждый художник, набивая свои собственные шишки, находит, идеальную для себя бумагу. Ну а для тех, кто лишь начинает этот интересный путь, надо сказать, что бумага должна быть примерно 200 г, с фактурой, вот отсюда и шагайте. Можно приобрести склейки или альбомы, на них написано «для акварели». Кстати. Вам может еще понравится бумага «для пастели», она тоже плотная и фактурная.

Итог: запомнили? Ищем специальную бумагу «для акварели», смотрим у нее плотность (200 г,), наличие фактуры (скорее всего в бумаге для акварели она итак будет). Бывает отдельными листами, склейками и альбомами, это уже на ваш вкус. Хочется новизны — можете экспериментировать с бумагой для пастели, но это уже потом, договорились?

04094

Палитры

Конечно, что того, чтобы наносить краску на картину, сначала нужно ее «попробовать», развести до нужной консистенции, а иногда и смешать с другим оттенком. Для этого нам понадобятся палитры. Для этой цели можно использовать простой кусочек такой же бумаги, белое блюдечко, или специальные палитры с емкостями для красок. Как вам больше нравится.

Итог: самое простое и в то же время идентичное это кусочек бумаги. Но опять же — выбирайте и пробуйте

Акварельные карандаши и аквамаркеры

Дорожный вариант акварели. В поездках, путешествиях — идеально. Не то, что не обойтись акварелисту без акварельных карандашей, но попробовать определенно можно. Эти инструменты работают по принципу — нарисуй, намочи и вуаля — эффект акварели готов. Хорошие аква-маркеры или аква-карандаши должны размываться водой «в ноль», то есть не должны просвечиваться штрихи или линии.

Итог: что тут сказать, пробовать можно бесконечно. Новых материалов выпускается бесконечное множество. И это — хорошо!

 

Акварель дает огромные возможности и особый умиротворенный настрой. Иметь эти краски в своем арсенале — огромное удовольствие. Создайте свою яркую нежность!