Пейзажная лирика папаши Писсарро

Писсарро

Камиль Писсарро

Добродушный бородатый человек в мягкой шляпе и с неизменной трубкой в углу рта – таким помнили и любили Камиля Писсарро в Париже середины XIX века. Для своих единомышленников он был бессменным участником и организатором выставок, для молодых живописцев – внимательным советчиком, а для официальных критиков… не представлял особого интереса. Творчество этого художника не было оценено по достоинству при его жизни, а только спустя годы…

Датский подданный с острова Сент-Тома, Камиль Писсарро начинал свою карьеру в лавке собственного отца, а любимым рисованием занимался урывками, следя за погрузкой товара или за прилавком, пока не было посетителей. Но не зря говорят, что судьба человека найдет его где угодно. В случае с Камилем роль судьбы исполнил его товарищ, приезжий художник Фриц Мельби. Неожиданно для себя молодой приказчик решил избавиться от оков буржуазности и отправился вместе с Мельби в далекую Венесуэлу. Через четыре года странствий и упражнений в рисовании Писсарро понял, что за прилавок он не вернется уже никогда. Родители молодого человека отнеслись снисходительно к желанию сына, выделили стипендию и отправили учиться Школу изящных искусств, в Париж.

Эрмитаж в Понтуазе

Эрмитаж в Понтуазе

«Столица Европы» встретила начинающего художника невиданным мероприятием – знаменитой Всемирной выставкой. Увиденные там полотна Коро, Энгра, Делакруа,  Добиньи и Курбе на долгое время определили художественные интересы мастера.

Как ни странно, студентом Школы изящных искусств Писсарро оставался недолго: его не устраивала мертвая академичность преподавания, хотелось живого и свежего искусства. В то время молодой художник и познакомился с единомышленниками: Мане, Моне, Ренуаром, Сислеем. В горячих спорах и совместной работе рождался новый стиль живописи – импрессионизм.  Его приверженцы ценили мимолетность состояний природы, роль цвета, света и воздушной среды, которые делали каждое мгновение неповторимым.

Весна в Понтуазе

Весна в Понтуазе

В 29 лет Камиль Писсарро влюбился в простую бургундскую девушку Жюли Веллей. Но семья живописца не захотела признать невесткой обычную горничную. Разрыв с родителями оставил влюбленных без средств к существованию.

Больше 20 лет семья Писсарро жила на краю нищеты, и только в преклонные годы художник смог обеспечить ей относительный достаток. Однако, не смотря на крайне стесненные обстоятельства, Камиль был одним из немногих живописцев-современников, кто не тяготился своим все увеличивающимся семейством. Жизнь в Париже быстро стала не по карману молодой паре, и они переехали в сельскую местность, где можно было иметь огород и этим обеспечить себе пропитание.

Въезд в деревню Вуазен

Въезд в деревню Вуазен

Здесь Писсарро влюбился снова, на этот раз в тихие пейзажи провинциальной Франции. Он работал преимущественно на пленэре, пробуя разные манеры письма и вырабатывая свой уникальный стиль. В основу картин художник помещал продуманную композицию и точный рисунок, много экспериментировал с цветом.

Поля

Поля

Больше всего живописца увлекали переходные состояния природы: смена дня и ночи, времен года, изменения в погоде. Бурным стихиям и яркой экзотике он предпочитал смиренность и тихую торжественность весеннее-осенних деревенских видов. Вместо актрис и знатных дам писал своих соседей-крестьян в их ежедневных трудах и заботах.

Пастушка

Пастушка

Подобно Клоду Моне, Писсарро увлекался работой «сериями», когда писал один и тот же вид, но в разное время и с разными атмосферными эффектами. Это позволяло передать пейзаж во всей его полноте и изменчивости.

Бульвар Монмартр весной

Бульвар Монмартр весной

Бульвар Монмартр, зимнее утро

Бульвар Монмартр, зимнее утро

 Франко-прусская война и последовавшие за ней гражданские беспорядки заставили Писсарро бежать со своим семейством сначала в Бретань, а после в Лондон. Столица Англии подарила художнику свои туманные ландшафты, полные тонких воздушных эффектов, и период плодотворной совместной работы вместе с Клодом Моне. Но возвращение домой, во Францию, оказалось безрадостным. В отсутствие хозяев сельский дом Писсарро был разграблен, а остававшиеся там картины уничтожены. Пережив горькое разочарование, неутомимый художник вновь погрузился в работу.

Сбор яблок

Сбор яблок

Что вызывает уважение, немолодой уже живописец никогда не останавливался на достигнутом и постоянно старался расширить границы своего художественного языка. Будучи опытным мастером, Писсарро любил общаться с молодежью, делился своим опытом и заимствовал у новичков свежие идеи. Так в его творчестве появился период бурного увлечения пуантилизмом – техникой письма, когда изображение создавалось за счет мелких мазков чистого цвета. Сейчас, кстати, этот принцип положен в основу компьютерной растровой графики.

Женщина, развешивающая белье

Женщина, развешивающая белье

Конечно, в своем творчестве художник уделял внимание и городским видам, и портретам. Но мягкие и плавные пейзажи французских предместий, которые не столько восхищают, сколько очаровывают зрителя, остаются прекрасным подарком Камиля Писсарро.

Светлана Виноградова

«Купание красного коня» – символы и смысл

В 1912 году в Санкт-Петербурге открылась очередная выставка художественного объединения «Мир искусства». И первая картина, встречавшая посетителей прямо над входной дверью, своей символикой поражала воображение современников. Это впечатление было настолько велико, что полотно даже называли знаменем, вокруг которого нужно объединяться. «Купание красного коня» кисти Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина стало важным этапом не только в творчестве художника, но и в русской живописи в целом.

К. С. Петров-Водкин, автопортрет
К. С. Петров-Водкин, автопортрет

Свою выдающуюся картину Петров-Водкин начал писать летом 1912 года, когда жил в южном городке Хвалынске. Художник пытался запечатлеть знакомые с детства сцены купания мальчишек и лошадей в реке. Наброски и первый вариант картины были бытовыми, без намеков на символизм. Позже исходная версия картины была уничтожена автором.

Прототипом коня стала реальная лошадь, старая, с разбитыми ногами, но с удивительно красивой мордой.

Кто послужил моделью для юного всадника, до сих пор точно неизвестно. По одной из версий, это был ученик мастера, Сергей Калмыков. Позже этот молодой человек стал выдающимся русским художником-авангардистом. К сожалению, талант его почти не был оценен при жизни. Среди других претендентов на роль наездника называют одного из родственников художника и даже молодого Набокова.

С. И. Калмыков
С. И. Калмыков

Чем же «Купание красного коня» так потрясало зрителей? Для бурлящего общества того времени, пережившего народные восстания и революцию 1905 года, красный цвет прочно ассоциировался с революционным движением. Мощный конь, которого не в состоянии сдержать хрупкий наездник – чем не иллюстрация неукротимости народной силы? Однако, в толковании картины все не так просто.

Скептики замечали, что таких крупных и красных коней не бывает. Но Кузьма Сергеевич точно знал, где они водятся – на старинных иконах. В иконописи красный цвет имел двоякий смысл. С одной стороны, это символ вечной жизни, символ Воскресения. С другой стороны, это цвет жертвы и искупления. Поза наездника и золотистый цвет его тела характерен для изображений мучеников и святых.

Полотно очень многое взяло от иконописи. На нем практически нет теней, а движения персонажей выглядят замедленными, ритуальными. Краски контрастны, они не перетекают из одной в другую, а как бы сталкиваются и противостоят друг другу. Кроме того, в работе использован прием сферической перспективы. Его подчеркивают круговое расположение коней и мальчиков, а также круглый берег озера.

У «Купания красного коня» сложилась непростая судьба. В 1914 году работа была отправлена на выставку в Швецию. Но из-за Первой мировой войны и революционных событий в России полотно долго не могло вернуться на родину. Только в 1950 году после длительных и непростых переговоров художественное наследие Кузьмы Сергеевича возвратилось к его семье. В 1961 году знаменитая картина была передана в Третьяковскую галерею.

Стиль Петрова-Водкина оказался настолько самобытным, что у него не нашлось прямых последователей среди художников. Зато критики и искусствоведы не оставляют вниманием его полотна до сих пор. В советское время было принято связывать «Купание красного коня» с предчувствием революционного пожара в России. Сам автор в поздние годы жизни ассоциировал полотно с трагедиями Первой Мировой войны. Впрочем, каждый зритель видит в этой работе что-то свое. А что значит «Купание красного коня» для Вас?

4 сентября 2015 года стартует полный курс рисования лошадей.

После начала (окончания) курса он сразу же становится доступен в записи

ЗАПИСАТЬСЯ НА КУРС, УЗНАТЬ ПРОГРАММУ:  https://risuy.info/archives/6101

Жан Марк Жаньячик

Жан Марк — наш современник, художник-импрессионист, самоучка и очень непубличная персона. Известно о нем мало: родился во Франции в 1966-ом году, не получил классического художественного образования, в интервью сообщал, что всегда хотел рисовать и чувствовал, что это его, писал сначала для себя, а позже сделал это профессией.

Жан Марко — один из наиболее «повторяемых» художников нашего времени. Его картины любят рисовать на мастер-классах как начинающие, так и опытные художники

Начинал Жан Марк со сложной техники гиперреализма, которую еще называют фотореализмом, но позже стал импрессионистом, пишет маслом и только им. В основном, сейчас его творчество — пейзажи Прованса в мастихиновой технике, его работы очень красочны, мастер часто выбирает в качестве объектов живописи сирень, маки, лаванду, осеннюю листву и другие яркие пятна природы.dom
Название мастихиновой техники происходит от такого интересного приспособления, мастихина, который в ней применяется.

Мастихин по форме напоминает мастерок из пластика или стали, используется для очищения палитры и смешения красок. Художник Жан Марк Жаньячик использует такие ножи для собственно рисования, нанесения красок на холст, нож дает возможность нанести краски мазками, рельефно; краски почти не смешиваются, делая работу контрастной и насыщенной цветом.

Возможно, кто-то увидит сходство манеры автора с работами Ван Гога, Жан Марк не скрывает, что считает его своим вдохновителем, можно заметить и общие мотивы: любовь к Провансу, подсолнухи, домики на краю дороги и тропинки, убегающие вдаль.
Яркие, праздничные работы художника вызывают улыбку, прилив энергии, заряжают солнцем и влекут в путешествия, ведь прославляют они благословенное место, юго-восток Франции, Прованс.
Картины автора есть в галереях и частных коллекциях в России, США, Франции, Дании, Германии, Испании, Бельгии и других странах, постоянная выставка расположилась на атлантическом побережье США, в Дейлер-Бич штата Флорида.

121053122_JeanMarc_Janiaczyk__French_painter__Dreaming_of_Provence___53_    9 16032700040423299e6c76d4b02376cc36b5a7c4e7ca   original

Мы очень любим Жан Марко, и часто создаем мастер-классы по его картинам.

роп 


Прекрасного солнечного настроения, друзья!