Волшебная акварель. От древности до наших дней

Тонкие и чувственные линии, воздушные образы, чистые и прозрачные краски – все эти замечательные качества акварельной живописи, одной из самых распространенных и интересных техник рисования.

Акварель, в буквальном переводе с французского и итальянского, значит «водянистая». Действительно, своим очарованием она обязана воде.

Пигмент растворяется, льется и перетекает, как живой, оставляя тонкий слой пронзительного цвета. Кажется, что не художник рисует картину, а она сама рождается по своим внутренним законам лишь с небольшой помощью человека.

Современная восточная акварель, Myoe Win Aung
Современная восточная акварель, Myoe Win Aung

История «водяных красок» уходит корнями в далекий II век нашей эры. Тогда в Китае была изобретена бумага. Это положило начало развитию акварельной живописи.

Старинная китайская живопись.
Старинная китайская живопись

В Европу акварель пришла гораздо позже, после XII века. Очень долго она считалась вспомогательным средством для подкраски рисунков и гравюр. Серьезные мастера, за редким исключением, не обращали на нее внимания. Но во второй половине XVIII века все изменилось. В европейском обществе тогда витали идеи романтизма. Художники стремились передавать не только статичные образы, но и переменчивые состояния природы, световоздушные эффекты, яркие личные впечатления. В погоне за легкостью и эмоциональностью художники отказывались от масла и переходили на акварель. Одним из самых знаменитых первых акварелистов стал англичанин У. Тернер.

Вид на Догану и Сант-Джорджио Маджоре, У. Тернер
Вид на Догану и Сант-Джорджио Маджоре, У. Тернер

Кроме того, среди художников-непрофессионалов набирал популярность жанр путевых зарисовок и быстрых портретных миниатюр. Для этих целей водяные краски подходили лучше любых других. Среди русских художников настоящими мастерами акварели были К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель, В. Серов и другие.

Портрет С. М. Лукомской, В. Серов
Портрет С. М. Лукомской, В. Серов

У акварели были и свои минусы. Многие красящие составы того времени оказались не очень устойчивыми – картины быстро выцветали. Поэтому на рубеже XIX-XX веков популярность водяных красок стала падать. Сказывалось и отсутствие устоявшейся школы акварельной живописи. Многие приемы художникам приходилось приобретать на личном опыте, раз за разом «изобретая велосипед». К счастью, в наше время и тот, и другой недостаток успешно преодолены.

Городской пейзаж, Бернхард Фогель
Городской пейзаж, Бернхард Фогель

Сегодня акварелью работает множество художников по всему миру. Портреты, городские пейзажи и виды дикой природы, точные зарисовки и абстрактные фантазии – все это помогает отразить акварель. Некоторые работы просто потрясают своим реализмом.

Западный ребенок, Liu Yun Sheng
Западный ребенок, Liu Yun Sheng

Еще одним направлением, где акварель используется чаще всего, является создание книжных и журнальных иллюстраций.

Детская иллюстрация, Д. Непомнящий
Детская иллюстрация, Д. Непомнящий

Где бы ни применялась эта техника, неизменным остается одно – ощущение легкости, воздушности и свежести цвета. За что ее и любят по всему миру. Мы тоже любим рисовать акварелью и приглашаем всех желающих присоединиться.

 

28 ноября 2015 года стартует курс «Фрукты акварелью».

После начала (окончания) курса он сразу же становится доступен в записи

ЗАПИСАТЬСЯ НА КУРС, УЗНАТЬ ПРОГРАММУ: https://risuy.info/archives/7884

Кроме того, доступен в записи курс «Акварельное путешествие».

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА И УСЛОВИЯ: https://risuy.info/archives/7137

WqdW7zXX0OY

Эта статья открывает серию публикаций об акварельной живописи. Продолжение следует:
Волшебная акварель. Все, что нужно для работы
Волшебная акварель. Основные приемы работы
Игры с акварелью

Картины в наших домах

Не бывает дома без окон и не должно быть дома без картин. Именно картины на стенах ваших комнат создают настроение, и даже одна правильно размещенная картина меняет интерьер помещения, оживляет привычную обстановку, и мы начинаем смотреть – и видеть – окружающее, словно, другими глазами.

Наш автор, Семен Горбунков (не Семенович, Вадимович))разобрался, как выбрать картины для дома и подобрать для них рамы вообще, и для нашего онлайн-курса «Осень на 5+» — в частности.

 

Кстати, курс «Осень на 5+» начинается 26 сентября, еще есть места в группе!

Выбор картины

Картинки по запросу осенние картины в интерьере квартиры

Картина на стене вашего дома должна быть:

  • Той, которая нравится, и в то же время не вызывает слишком большую бурю эмоций – то есть вам не должно надоесть смотреть на нее
  • И смотреть на нее, кстати, должно быть удобно – то есть по высоте расположения она должна находиться на уровне ваших глаз. Соответственно, в столовой или кухне ее лучше расположить на уровне глаз сидящего человека, в других комнатах разместить повыше
  • Вокруг картины должно быть свободное пространство – например, возле шкафа будет очень плохо, а над диваном, скорее всего, получится хорошо
  • Она не должна слишком выделяться на стене – то есть и по стилю и по цвету подходить к интерьеру – лишь в этом случае вы достигнете правильного результата, а эффект от картины удвоится

Всем этим условиям идеально соответствует произведение, созданное вами с помощью курса живописи Осень на 5+. Потому что вам никогда не надоест нарисованная собственноручно картина, ведь эта картина — немного вы сами.

Осенний пейзаж будет хорошо смотреться и в помещении, оформленном в теплых пастельных тонах, и сможет украсить торжественную столовую. И в светлой кухне волшебное свечение красок золотой осени, в которых смешаны одновременно и печаль, и радость, будет уместно. Опять же, золотые и красные краски очень аппетитны)

Поскольку все картины, которые вы нарисуете, подписавшись на курс Александра Давыдова, объединены одной темой, есть возможность разместить их рядом. Эту задачу вам решить будет сложнее – понадобится больше пространства и потребуется понять, в каком порядке они должны висеть. Но это приятные хлопоты – оформление нескольких картин в композицию – творческий процесс, трудный, но приятный.

 

Достойное обрамление

Картинки по запросу выбираем рамы для картин

Рама для вашей картины должна выполнять одновременно две функции:

  • Ограничивать пространство самого изображения, подчеркивая и выделяя все достоинства
  • Не слишком выделяться ни по цвету, ни по стилю на фоне интерьера помещения (но не забывайте – главное картина, а не интерьер)

Если ваш осенний пейзаж будет выполнен, как мы советуем, масляными красками, то не потребуется стекло – картина будет лучше смотреться без него.

Пожалуй, не стоит выбирать слишком массивный и украшенный багет – вы ведь уже знаете – главное в картине – сама картина.

Вам, как автору, если вы повесите картину у себя дома, лучше использовать багет с классическим (прямым) профилем – эта форма рамы помогает сфокусировать взгляд на холсте, подчеркнуть достоинства изображения, а также его недостатки – вы увидите, в чем ошиблись и к чему следует стремиться. Такие багеты бывают тонированные, лакированные, мореные, украшенные декором и позолоченные.

Решившись на храбрый поступок – подарить кому-нибудь полотно, написанное вами – стоит остановить выбор на “богатой” раме, отделанной под старину, может быть, выполненной из ценных пород дерева – даже если ваши друзья (вдруг) не очень хорошо разбираются в живописи, они смогут оценить красоту картины в целом и будут благодарны за подарок.

Рисуйте в удовольствие, украшайте дома и дарите красоту миру!

Собираемся на пленэр

Начинающий художник, который впервые отправляется писать этюды на природу, сталкивается с проблемой – что же взять с собой, чтобы творческий сеанс прошел успешно. Конечно, идеальный набор для выезда зависит от личных вкусов мастера и складывается с опытом. Но есть и ряд общих, проверенных годами рекомендаций.

Онлайн курс Пленэр: от А до Я — летнее арт-приключение. С 16 августа

Независимо от того, какими материалами вы пользуетесь, основным предметом экипировки будет этюдник – деревянный ящик с раскладной треногой. В раскрытом виде не него крепится холст, а в закрытом – очень удобно носить краски, кисти и другие материалы. Без этюдника работать получится разве что у аскетичных графиков и акварелистов. Такие художники могут обходиться небольшим планшетом. А вот маленький раскладной стульчик понадобится всем – стоять несколько часов подряд утомительно, а на пленэре лучше думать о творчестве, а не об уставших ногах.

201102334849

Какие краски и кисти брать, зависит от конкретной задачи. Как минимум – стандартный набор часто используемых. Чем больше оттенков и инструментов уложено в этюдник, тем удобнее будет работать, но тем тяжелее будет все это нести. Зато тряпки, бумажные и влажные салфетки должны присутствовать в изобилии. Каким бы аккуратным человек ни был, красками легко испачкаться. По этой же причине стоит прихватить с собой бутылку технической воды. Если основным материалом является акварель, то бутылка должна быть большая – воду в банке нужно будет менять часто. А вот для масляной живописи достаточно совсем небольшого количества растворителя.

18066

Теперь об одежде самого художника. Непременный атрибут живописца на природе – шляпа или панама с широкими полями. Кепка с длинным козырьком тоже подойдет. И дело не только в том, чтобы избежать теплового удара (хотя это тоже важно!). Дело в том, что яркий солнечный свет порождает рефлексы, влияющие на цветовосприятие. Самые экипированные берут с собой большой зонт от солнца. Устанавливают его так, чтобы вместе с холстом всегда находиться в тени. По этой же причине опытные мастера не работают в яркой одежде – чтобы избежать лишних цветных отблесков на холсте.

000086_disp

Нельзя забывать, что пейзаж под открытым небом очень динамичен. С течением времени меняется положение солнца, двигаются свет и тень, изменяются цветовые нюансы. На пленэре художник всегда ограничен по времени. На каждый этюд приходится от силы пара часов – как раз достаточно, чтобы сделать зарисовку: сформировать основные объекты, наметить цвет, свет и тень. Детали, как правило, прописываются позже, в студии.

Чтобы не зависеть от капризов своей памяти, лучше сфотографировать выбранный вид. Для этого пригодится фотоаппарат.

Во время творческого полета лучше, когда ничего не отвлекает. Защититься от досужих советчиков помогут наушники и плеер со спокойной музыкой. Если планируется длительная вылазка, лучше прихватить с собой несколько бутербродов для перекуса. И, конечно же, питьевую воду.

Представление о том, что «художник должен быть голодным» — порочный миф.

3651

Ну и напоследок, отправляясь на пленэр, нужно задуматься не столько о том, как добраться до места, сколько о том, как потом вернуться оттуда. Ведь на обратном пути добавятся непросохшие этюды, которые легко могут смазываться и пачкать все вокруг. Решению этой проблемы помогут плоские картонные коробки или специальные рамки, позволяющие закрепить холсты на расстоянии друг от друга.

 

Хочется узнать больше о работе художников на природе? Или не терпится лично попробовать на практике? Присоединяйтесь к нашему онлайн курсу пленэрной живописи:

Пленэр: от А до вашей картины на природе. Онлайн-курс

SisleyС опытным наставником даже новички могут прочувствовать все волшебство и вдохновение пленэрной живописи. Cенсационный онлайн курс, после (и уже во время) прохождения которого вы сможете самостоятельно рисовать на пленэре. Мы дадим вам возможность самим рисовать состояния природы там, где вам этого хочется и именно те, которые вдохновляют вас. Вы будете уметь рисовать небо в разных его состояниях, облака, солнечный свет, городские виды, реки, листву. Применяя опыт и знания, полученные на курсе, вы просто и легко сможете взять нужные материалы и отправиться в свое арт-путешествие. Подробнее