Рисование моря. Часть 2
Добрый день, дорогие друзья!
Продолжаем разговор о рисовании моря, начатый нами несколько дней назад (тут)
Рассмотрим некоторые термины, которые художники употребляют при рисовании моря, и вы почувствуете себя более уверенно в разговорах на тему изобразительного искусства)
А также полезные аспекты, которые помогут вам как на предстоящем мастер-классе, так и в самостоятельной работе на пленере или по фотографии дома.
Ближайший мастер-класс по рисованию моря состоится 5 августа в 20-00. Ждем вас рисовать море! Записаться и узнать подробности можно на страничке занятия — Мастер-класс Морской пейзаж гуашью
Справка. Пленер переводится с французского как — открытый воздух (plein air). И означает у художников (а сейчас и у фотографов) работу непосредственно на природе, на натуре. Русские художники выезжали на пленеры на Волгу или на море- в теплое время. Особенно это любили делать Исаак Левитан, Константин Коровин, Валентин Серов. На пленерах делали, как правило — этюды (краткие зарисовки). Ведь нужно было успеть закончить работу, пока не поменялся свет, а это в природе происходит быстро — начал писать, когда солнце золотило стволы и крону деревьев, и гладь воды, а через час небо уже заволокло тучами. Картины продолжали писать уже дома, используя фото, или те же зарисовки.
Самые известные деятели пленера — это конечно, импрессионисты, Клод Моне, Сислей, Писсаро. Много на пленере писал и Ван Гог — представитель постимпрессионизма. Иногда картины начинали и заканчивали прямо на природе, буквально за несколько часов. Такая техника рисования за один сеанс называется Алла прима, ее можно применять как на природе, так и в мастерской.
Кстати, рисование моря в такой технике, особенно если оно выполнено яркими красками, часто дается легко даже начинающим художникам.
Теперь продолжим практические рекомендации.
Планы
В рисовании любой природы, и моря в том числе, очень рекомендуется использовать несколько планов. Тогда работа приобретает большую глубину и реалистичность. Что за планы? А просто — ближе-дальше. Вот на картине Коровина (сверху) на переднем плане мы видим девушку и стул, дальше идет берег, строения (видимо церковь) и остров. И конечно, море, уходящее вдаль.
Проще всего показать планы на такой примерно иллюстрации:
Это горный пейзаж, где каждая гора — это план. Чем дальше гора, тем она видна менее подробно, а также становится все светлее и более голубой. Такое явление называют — воздушной перспективой. Любой объект, чем дальше он от нас находится, становится размытым, и к горизонту — более голубоватым. Темные краски светлеют, светлые темнеют, таким образом ослабевает контрастность.
Классическое число планов — три. При рисовании моря, это выглядит, например, так:
Передний план тут — дерево и цветы на балконе- обратите внимание, что цветов есть ярко-белый и практически черные пятна, что дает яркий контраст на первом плане. Второй план — море с парусником, море более размытое по сравнению с балконом. И третий план — гора. У горы нет ни белых, ни черных, и даже сколько-нибудь темных пятен, видите?
Свет и объем
Если бы мы рисовали ночью, то не было бы видно почти ничего, но днем светит солнце, давая всему, что мы рисуем, цвет, объем и теплоту (если день ясный). Если вы будете рисовать на берегу объекты — деревья, камни, или даже людей, то у них будет объем. Рисование моря редко ограничивается одним только морем, это себе мог позволить разве что Айвазовский. Проще всего это объяснить на следующем примере. Сравните, пожалуйста, круг и шар. Они одного размера, но как-то же вы поняли, что это — круг, а вот это — шар? Как?
Да, тот, который круг, имеет только один цвет — белый, а который шар, со светлой стороны белый, а где свет не попадает — он темнее.
Также надо поступать и со всеми объектами. Солнышко обычно на картинах размещают сверху и слева — так удобнее и художнику и зрителю. Дети могут его рисовать — как обычно, а взрослые его обычно лишь предполагают, помещая «за кадром».
Итак, рисуя, например, крону деревьев или ствол, или камни или людей, со стороны света их надо делать светлее, со стороны тени — темнее. Мы немного затрагивали эту тему, когда говорили о рисовании облаков.
Как это применить практически?
Рассмотрим на примере кроны деревьев. Не стоит выписывать каждый отдельный листик. Пишем «не волосы но прическу» (как говорят художники при рисовании портретов). Так и тут — важнее всего показать объем. Если свет во всей картине падает сверху и слева, то сверху и слева масса листьев будет светлее, а снизу справа — темнее. Если дерево на первом плане — светлые места можно писать белым и желтым, темные — темно-зеленым, иногда доходя до почти черного.
Можно начать с черно-зеленого — примакиваниями кисти обозначив всю крону. Затем зелеными мазками проходимся по всей кроне, оставляя темные части в некоторых местах (часть кроны уйдет в глубину в тень), правую нижнюю часть также можно оставить темной. И белыми и желтыми мазками делаем верхнюю-левую часть кроны. Если крона разделена на части, обрабатываем таким образом каждую часть:
Честно говоря, звучит это гораздо сложнее, чем делается. Лучше один раз увидеть. Поэтому приходите на мастер-классы, где рисование моря рассматривается на практике, смотрите записи, наблюдайте за природой, побольше практикуйтесь и показывайте свои рисунки преподавателю, и у вас все обязательно получится!