И снова о нем. Винсент Виллем ван Гог

портрет Ван Гог

Автопортрет художника. 1887

Что я такое в глазах большинства? Ноль, чудак, неприятный человек, некто, у кого нет и никогда не будет положения в обществе, — словом, ничтожество из ничтожеств. Ну что ж, допустим, что все это так. Так вот, я хотел бы своей работой показать, что таится в сердце этого чудака, этого ничтожества. Так скажет о себе художник в далеком 1880.

 Жизнь замечательного художника, который так искренне и глубоко своим творчеством выразил любовь и восхищение красками окружающего мира, не была настолько сказочной. Его одиночество, замкнутость, невероятная чувствительность и бедность явились ценой его наследия, оставленного миру.

Почему нас так завораживают его работы? Наверное, потому, что нас привлекает их яркость и некое волшебство – через цвет мы различаем формы.

Это сейчас – через много лет, не у кого не вызывает сомнения в его гениальности, а современники считали его безумцем, который смог за всю жизнь продать только одну картину.

Вот эту:

red-vineyard

Красные виноградники в Арле. 1888

Жизнь живописца началась в 1853 году с трагедии и закончилась — тоже трагедией в 1890 на залитом ослепительном солнцем поле подсолнухов. Для своих родителей, как казалось, он был заменой, его умершего брата, имя которого он носил и готовившие ему жизнь священнослужителя.

Родственники прочили ему коммерческую карьеру комиссионера в семейном бизнесе. Винсент же всегда имел особое виденье жизни и хотел его выразить с помощью кисти и краски, в этом он видел свое предназначение, но это являлось и его трагедией, так как вся семья, кроме его младшего брата отказались от него.

Его учителями была сама природа и люди, это они научили его наблюдать и рисовать, видеть и находить особые тона, разнообразные оттенки. С помощью цвета он выражал свои чувства. Он был сконцентрирован настолько на творчестве, что успех и материальное благополучие были для него иллюзорны. Он говорил, что «чем хуже я чувствует себя физически, тем больше чувствует себя художником».

Темы его картин менялись и развивались вместе с его творчеством. Через картины можно увидеть в каком настроении был художник, о чем он думал, через какие переживания проходил, его особый мир и восхищение обычными вещами. Он видел красоту в стоге сена и в полях пшеницы, в грязных мастерских и в увядших цветах, в графине абсента, обычном луке или в старых ботинках.

Едоки картофеля — одна из культовых картин раннего творчества художника.

Едоки картофеля

Едоки картофеля. 1885

 

От темных землистых тонов, которые он использовал в своем раннем периоде, когда жил среди шахтеров и ткачей, он перейдет к ярким желтым и красным оттенкам. Разнообразие его красок менялось вместе с его новыми открытиями. Он говорил, «чтобы жить для людей, нужно умереть для себя».

Тяготы людей из бедной среды научили его видеть красоту в обыденном. Он изображал людей в цвете, который пропитывал их жизнь, цвет полей, земли, шахты или тюрьмы, изображая тем самым как бы краски их души. Все это очень грустно, но очень правдиво и жизненно. Живописец реалистично описывал действительность, в которой находился повседневно.

Прогулка заключённых

Прогулка заключённых. 1890

Эти мрачные и серые картины через несколько десятков лет будут считаться гениальными и стоить миллионы. Самого художника назовут великим новатором, страстным гуманистом, человеком твердых демократических убеждений, посвятившим свое творчество «униженным и оскорбленным».

В конце концов, когда в городе он перестал находить краски, в 1888 году переехал в провинцию на юг Франции, где родились самые яркие его картины, его цветы, звезды и колоритные поля.

 Цветущие ветки миндаля, Ван Гог

Цветущие ветки миндаля, 1890

Чудесное изображение цветущего миндаля в честь рождения племянника по замыслу автора символизирует начало новой жизни. Ощущение такое, что ветки миндаля плывут на фоне бирюзового неба, сочетание оттенков завораживают своей хрупкостью, и невольно задумываешься о быстротечности нашего мира, о жизни в мгновении.

 Подсолнухи. Ван Гог

Подсолнухи. 1888

«Целые поля подсолнухов поворачиваются к солнцу и наполняют душу светом». С этими словами художник создал не менее 10 полотен, посвященные полевым растениям.

Подсолнухи были созданы в Арле, перед приездом друга художника Поля Гогена. Для художника они были цветком загадкой, он как бы пытался понять их сущность рисуя и рисуя вновь.

Наверное, поэтому, смотря на подсолнухи руки Винсента ван Гога, безошибочно определяешь автора, эти яркие насыщенные цвета настолько эмоциональны, что поглощают наше внимание проникая в подсознание, больше никто из художников не смог изобразить подобное.

Попробуйте, посмотрите некоторое время на картину с подсолнухами — вы почувствуете особые эмоции, некое дуновение ветра и сочетание небесной лазури и желтых тонов поглотят все ваше внимание, представляется что-то необычное, и совсем не растения с фермы, которые отцветут и статут жухлым продуктом для переработки.

Поль Гоген. «Портрет Винсента ван Гога, рисующего подсолнухи».

Поль Гоген. «Портрет Винсента ван Гога, рисующего подсолнухи». 1988

Художник отметит, что «невозможно почувствовать жизнь без боли, увидеть цвета для моих подсолнухов. Мой рассудок уходит в мою картину и от этого цветы оживают». Винсент ван Гог настолько самоотверженно и неистово с чувством глубокой привязанности пытался достичь совершенства и искренности в своих работах, что даже прошел через физическую боль и страдание, социальное унижение.                                                                             

 Звёздная ночь, Ван Гог

Звёздная ночь, 1889

  Дорога с кипарисами и звездой. Ван Гог

Дорога с кипарисами и звездой. 1890

Шедевры «Звездная ночь» и «Дорога с кипарисами и звездой» отличаются интенсивными, эмоциональными завихрениями, волнообразными линиями и цветовыми пучками, выполнены в технике импасто, благодаря которой легко и быстро можно добиться поразительно фактурного эффекта.

Картины, написанные художником ночью, поражают своим неистовыми богатыми оттенками и полутонами, единственным освещением художнику служили свечи приделанные к полям его шляпы.

Если долго смотреть в темноту, начинаешь различать ее формы, черный цвет приобретает различные краски, необходимо только проявить внимание, любопытство и терпение. Такое ощущение, что художник изображает свою мечту и хочет оказаться ближе к самим звездам.

Боль изобразить легко, но Ван Гоговское стремление превратить страдания в радость делает мир лучше.

Этот милый чудак, бродивший по полям Прованса был не только величайшим художником, но и одним из величайших из людей за всю историю человечества.

Так и хочется отметить, чтобы мы все были более внимательны, сострадательны и учились любви у природы, как это делал Винсент ван Гог.

Работая с картинами Винсента, чувствуешь, как легко растворится в его мире, начинаешь видеть краски и мир его глазами, от этого получаешь огромное вдохновение творить и созидать.

На многих картинах Ван Гога, например, эти мазки столь осязаемы, что даже могут отбрасывать тень.

b6d767d2f8ed5d21a44b0e5886680cb9autor_id
Ван Гог, «Жнец»
02e74f10e0327ad868d138f2b4fdd6f0autor_id
Ван Гог, «Хлебное поле с кипарисами»

Практически невозможно на выставке таких картин найти такой пейзаж или композицию, на которой краска лежала бы гладко, была бы растушеванной, «прилизанной». Пигмент всегда будет ярким, контрастным соседнему мазку, чистым — смешение применяется редко. Обычно мазок волнистый, передающий динамику, например, рябь на воде иди дуновение ветра.

 Наталия Варга

Кстати, мы очень любим направление импрессионизма и у нас много записей мастер-классов по созданию картин в таком стиле:

Hif-cPLmveg

Прованский пейзаж

 

Прованский пейзаж в стиле современного импрессиониста Жан Марко Жаньячика Подробнее

 

 

 

 

 

veranda

Солнечная веранда

 

 

Веранда в стиле Парселье Подробнее

 

 

 

 

 

lodki

Лодочки

Беседка

 

Юный Винсент. От дилера к великому художнику

Ван Гог полюбил живопись, торгуя картинами, а прочувствовал драму  жизни, помогая беднякам. Исследователям творчества Винсента Ван Гога всегда был интересен не только творческий путь великого мастера, но и перипетии его жизненных событий.   Они вдохновляли как искусствоведов, так и режиссеров и писателей на интереснейшие фильмы и книги. «Жажда жизни» Ирвинга Стоуна, и одноименный фильм рассказывают о судьбе художника наиболее полно и увлекательно. Художником Винсент стал далеко не сразу, а уже во взрослом возрасте, и базового художественного образования не получил, от чего и страдал. Что, впрочем, не помешало ему стать одним из величайших художников.

vangoghyou13

Молодой Ван Гог

Холодное детство

Ван Гог свое детство вспоминал как мрачное, холодное. Родился он в голландской деревне Грот-Зюндерт 30 марта 1853 года. Окружающий мир был довольно уныл, а краски — скудными. Это уже много лет спустя Винсент попадет в солнечный Прованс, где родятся его наиболее известные произведения. Отец его был протестантский пастор, что оказало безусловное влияние не мировоззрение мальчика.

Винсент был старшим ребенком в семье, хотя и родился вторым (первый ребенок умер). Ван Гог был трудным и своенравным мальчиком. Гувернантка замечала его, как она выражалась «странные манеры». Однако односельчане помнили его как тихого, задумчивого и скромного ребенка. Парадокс? Тем не менее и дальше в течение жизни Винсент будет получать совершенно противоречивые мнение о себе разных людей, оставляя нас только гадать — как же было на самом деле?

Следующим ребенком в семье был Теодор, сыгравший в жизни своего известного брата такую большую роль, что без него вообще трудно себе представить биографию художника. Всего в семье было семеро детей.В одиннадцать лет Винсента отправили в школу-интернат в Зевенбергене, где он сильно скучал по родительскому дому. Через два года он поехал в колледж в Тилбурге. Именно там он начал обучаться рисованию и проявил себя в изучении иностранных языков. Но через полтора года Винсент вернулся к родителям.

Торговец картинами

Летом 1869 года шестнадцатилетнего Ван Гога взяли на работу в крупную компанию его родного дяди — «дядюшки Сента». Компания называлась «Гупиль и Си» и занималась продажей картин. На должности дилера Винсент научился разбираться в живописи. Вскоре оказался в лондонском филиале, стал завсегдатаем картинных галерей. Вдохновленный парижскими выставками в Лувре и Салоне, двадцатидвухлетний Ван Гог сам начал рисовать. Уже его первые работы отличаются сочными красками и любовью к природе и простым людям.

Исследователи жизни художника еще спорят об имени той, кого он полюбил в тот момент. Но для нас важнее другое. Любовная неудача так потрясла Винсента, что он потерял интерес к продаже картин. Зато его настоящим спасением от депрессии стала живопись.
Юный дилер еще метался по филиалам фирмы между Парижем и Лондоном, но его коммерческие дела шли все хуже и вскоре он был уволен из дядиной компании.

cb91f5af0699ec72a86b4e03f277224a

Кадр из фильма «Жажда жизни», 1956 год. В роли Ван Гога — Керк Дуглас (отец Майкла Дугласа)

Священник

Следующий виток жизни Винсента мало кому известен. Ван Гог загорелся желанием проповедовать бедным и решил стать священником. В Англии он нашел работу в школе, где не только учительствовал, но и помогал пастору. А вскоре отправился на родину и в мае 1877 года поселился в Амстердаме и стал готовиться к поступлению на отделение теологии в университет. Но уже через год он оставил науку, чтобы нести пользу простым людям. Для этого Винсент отправился в миссионерскую школу.

С миссией двадцатипятилетний Винсент уехал на юг Бельгии в бедный шахтерский район. Там он активно включился в работу: проповедовал, помогал больным, учил детей и читал беднякам Библию. Ван Гог настолько проникся тяжелой долей шахтеров, что в прямом смысле отдал им последнюю рубашку и сам жил в нищете.

Однажды сердобольный Винсент обратился к начальству шахт с просьбой об облегчении тяжелого труда шахтеров. Его ходатайство отклонили, а синодальный Комитет протестантской церкви отстранил Ван Гога от миссии — за слишком сильное рвение в служении. Это сильно пошатнуло его эмоционально-психическое состояние. Пытаясь спастись от очередной депрессии, будущий художник взялся за краски, чтобы больше с ними не расставаться. Этому во многом поспособствовал его брат Теодор, который заключил с ним договор, о помощи и даже ежемесячной дотации в том случае, если Винсент станет заниматься живописью. И дальше, в течение всей жизни Ван Гога не было для него человека, столь безусловно верящего в его талант и поддерживающего его.

И несмотря на эти трагичные события для творца, теперь мы можем наслаждаться невероятными произведениями неудержимого гения.

Red vineyards.jpg

Красные виноградники в Арле

Мы очень любим творчество мастера, и часто на мастер-классах воплощаем его сюжеты. Это и наш уникальный мастер-класс «Подсолнухи», и «Ирисы» и «Цветущее персиковое дерево». Вы можете также присоединиться и уже сегодня, взяв в руки кисти и краски, создать свою версию известных картин. Кстати, все эти работы входят в нашу весеннюю акцию, и получить их до 8 марта по лучшим условиям. Смотрите сами!

Картины Поля Гогена: в поисках «дикаря»

Европеец или дикарь? Неисправимый гуляка или мудрец, отправившийся в добровольное изгнание? В попытках найти для себя ответы французский живописец Поль Гоген всю жизнь метался между двумя крайностями: дикостью и цивилизацией.

Автопорт, посвященный Винсенту Ван Гогу

Автопортрет, посвященный Винсенту Ван Гогу

Маленький Эжен Анри Поль родился в Париже, но еще в младенчестве потерял отца, и заботы о его семье взяли на себя родственники матери, состоятельные испанцы из Перу. Шесть лет мальчик жил в сердце экзотической южноамериканской сказки, свободный и беззаботный. Однако вынужденный отъезд во Францию разрушил эту идиллию. Возможно, страстное желание вернуть свой потерянный рай, эту простую и настоящую жизнь, заставляла художника вечно бежать от цивилизации в мир первобытности и свободного искусства.

Женщина, держащая плод Куда ты идешь

Женщина, держащая плод (Куда ты идешь?)

Первый свой «побег» юноша совершил в 17 лет, когда отправился служить во флот. За бортом промелькнуло шесть лет плаваний и франко-прусская война, но это не принесло молодому человеку счастья. Мать Гогена умерла, сестра вышла замуж, и личное одиночество погнало молодого человека обратно к людям, в Париж. Здесь он получил хорошую работу на финансовой бирже, женился, но степенным буржуа так и не стал. В молодом человеке открылась новая страсть – страсть к рисованию.

Натюрморт с мандолиной

Натюрморт с мандолиной

Систематического художественного образования Гоген не имел, если не брать в расчет непродолжительное обучение у современника-импрессиониста Писсарро. В начале своего творческого пути, когда живопись была для молодого биржевого служащего только воскресным хобби,  Поль Гоген восхищался и вдохновлялся творчеством импрессионистов. Его ранние картины полностью отвечают идеалам этого направления: воздушность, мимолетность, неуловимая игра света и цвета.

сад в снегу

Сад в снегу

Чем дальше, тем больше проявлялось желание Гогена жить чистым искусством, не заботясь больше ни о чем. Потеряв работу, художник с семьей переезжает в Руан, надеясь заработать своим творчеством. К сожалению, надеждам не суждено было сбыться: картины живописца не пользовались спросом, и средств на содержание семьи у Гогена больше не было. Жена с детьми была вынуждена искать прибежища у своих родных в Копенгагене, а Поль Гоген пустился в очередной «побег»: сначала в Париж, а потом в Бретань.

Прекрасная Анжела

Прекрасная Анжела

Художник искал архаичное и простое место, где надеялся найти новые мотивы для вдохновения. Таким местом стало селение Понт-Авен, там Гоген вместе с несколькими молодыми последователями разрабатывал новый стиль живописи, который позже стал называться синтетическим.

Живописец стал отходить от идеалов импрессионизма. Он полагал, что искусство – это абстракция, которую нужно извлечь из натуры. Окружающую действительность надо не просто копировать, а мечтать, воображать, и только после этого писать картину.

Рыжеволосая женщина и подсолнухи

Рыжеволосая женщина и подсолнухи

Так родился плоский, декоративный стиль с резко очерченными цветовыми пятнами. Изображение получалось похожим на работы, выполненные в технике перегородчатой эмали. Образы предметов упрощались, но насыщались глубокими смыслами. Интересно, что в некоторых работах художник сознательно не накладывал тени. Мастер пытался передать  глубинную суть вещей, а тень – это всего лишь иллюзия, значит ей на картине не место.

Видение после церемонии (Иаков борется с Ангелом)

Видение после церемонии (Иаков борется с Ангелом)

Напряженная творческая работа не приносила Гогену ни денег, ни общественного признания, а жажда одиночества гнала художника все дальше от цивилизации. В погоне за дикими, первобытными условиями он в который раз бросил все и уехал на Таити.

Две таитянки

Две таитянки

Здесь, на тихоокеанских островах, художник окунулся в мир примитивного общества, изучал язык и древнюю культуру маори. В полотнах Гогена становится все больше символизма, сюжеты теряются между фантазией и сном. В поздних работах мастер стремился передать на картине гармонию, но не столько зрительную, сколько музыкальную. Философские картины этого времени являются «суммой» всего миропонимания художника.

Откуда мы пришли Кто мы Куда мы идем

Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?

Последние годы жизни Поль Гоген провел еще дальше от цивилизации, на Маркизских островах. Его жизнь там сложно назвать тропическим раем: пытаясь отстаивать интересы коренного населения, художник постоянно ввязывался в конфликты с колониальными властями, а изнутри его организм разъедал сифилис. Не найдя свой потерянный рай на земле, Поль Гоген создал его своим искусством.

Брод

Брод

Светлана Виноградова