Основные приемы работы пастелью

пастель8Пастельная живопись – одна из самых простых и популярных среди художников. В ней сочетаются богатство возможностей и доступность для мастеров самого разного уровня. Действительно, рисование пастелью является естественным продолжением рисунков карандашами или мелом. Но для успешного освоения этой техники все же необходимо знать основные правила и приемы работы с ней.

Контуры и цветовые пятна

Для создания первоначальных набросков обычно используют твердую пастель или пастельные карандаши. При рисовании уголком бруска на бумаге будут оставаться тонкие линии. Длинным ребром твердого бруска удобно проводить прямые, для этого даже не потребуется линейки.пстель9

Мягкую пастель, выпускаемую в форме цилиндров, можно использовать гораздо более разнообразно: держать под углом, проводить насыщенные линии тонким концом или класть плашмя для создания крупных пятен. Вращая брусок по бумаге, можно получать замысловатые следы изменяющейся формы и толщины.

Растушевка

Растушевка – это растирание пастельных красок по бумаге для того, чтобы распространить цветовое пятно, понизить интенсивность цвета и сделать плавными переходы из одного тона в другой. В живописи красками для этого используется кисть, реже мастихин. Для пастелиста же самыми простыми инструментами являются его собственные пальцы. Нужно только не забывать вытирать руки об тряпочку, переходя от одного цвета к другому.

Для более тонкой работы над мелкими деталями используют специальную деревянную палочку с заостренными концами – растушевку. Но если ее нет под рукой, можно взять кусочек ваты или ватную палочку. Для того чтобы растушевать большое цветовое пятно, пользуются мягкой тряпкой.

Иногда художнику-пастелисту достаточно только этого метода, например, для создания облачных, туманных пейзажей.

Висенс Балестар, Морской пейзаж

Висенс Балестар, Морской пейзаж

Исправление ошибок

На начальных этапах исправить допущенную в работе ошибку несложно. Достаточно удалить лишнюю краску тряпочкой или жесткой щетинистой кисточкой, а потом стереть остатки пастели ластиком. Только стоит помнить, что злоупотребление ластиком может повредить бумажную основу и затруднить наложение пастели в дальнейшем. Поэтому некоторые художники рекомендуют вместо ластика пользоваться кусочком хлеба – он мягче удаляет пигмент и не повреждает бумагу.

Необходимо помнить, что в процессе подчистки работы образуется много крошек, которые необходимо аккуратно стряхивать с картины все теми же тряпкой или кисточкой.

 Последовательность работы

пастель10Описанная ниже последовательность применения живописных техник, конечно, не является обязательным правилом. Но чаще всего именно этот порядок используется художниками для создания гармоничных законченных работ.

Сначала твердой пастелью или углем делается первоначальный набросок. На этом этапе строится композиция, намечаются контуры объектов и направления основных штрихов.

Потом тем же самым цветом намечаются темные и светлые участки картины. Этот промежуточный этап можно и опускать, но его качественное выполнение часто лежит в основе успешной работы.

Дальше идет очередь фона и цветовых пятен. Яркие пятна хорошо смотрятся на нежном растушеванном фоне, поэтому сперва стоит заполнить мягкой растушевкой более светлые области, а потом переходить к наложению насыщенного пигмента.

Когда большая часть листа уже закрашена, приходит время оттенять пятна и придавать им жизненную рельефность. Иначе изображение будет выглядеть плоским.

В конце прорабатывают мелкие детали, добавляют блики и нюансы. На этом этапе удобнее бывает пользоваться пастельными карандашами и тонкими палочками-растушевками.

 Конечно, все эти приемы и техники можно в полной мере понять и освоить только на практике. Так что теперь дело за Вами!

Светлана Виноградова

4 августа 2015 года у нас стартует полный онлайн-курс пастели.

Подробнее https://risuy.info/archives/6007

 

Поэзия в пейзажах Альфреда Сислея

Мы влюблены в импрессионизм! Всегда с удовольствием рассказываем об участниках этого движения. Сегодня в нашем фокусе — Альфред Сислей.

В ряду европейских художников XIX века его картины стоят. Ну нет на них разбушевавшихся стихий, фееричных праздников и сцен. Только спокойное течение реки, просторы полей и небо — бескрайнее…

Мягкая и деликатная, как сам автор, эта лирика пейзажа глубоко западает в сердце того, кто останавливается рассмотреть картины поближе. Прочувствовать их, погрузиться.

Мост

Мост

Интересно, что Альфред Сислей считается французским живописцем, но по происхождению он был англичанином.

Англичанином, который родился и вырос во Франции, а на исторической родине семьи своей побывал лишь три раза в жизни. Отец Альфреда, преуспевающий коммерсант, надеялся на то, что сын продолжит семейное дело, однако юноша решил — мой путь будет связан с искусством. Восторгов в семье это не вызвало, но к выбору Альфреда постарались отнестись с пониманием: выделили достойное содержание и… оставили в покое.

Туманное утро

Туманное утро

В двадцать лет Сислей поступил на обучение в мастерскую Глейра, где и произошла судьбоносная встреча молодых художников, позже основавших ядро нового направления живописи – импрессионизма. Три года спустя начинающий живописец вместе с товарищами Моне, Ренуаром, и Базилем покинул мастерскую своего пожилого учителя. Оставив за спиной сухой академический стиль рисования, «непримиримые бунтовщики» отправились открывать новые горизонты в живописи.

Основной идеей импрессионистов было стремление запечатлеть переменчивые состояния окружающего мира, поймать краткий миг и отразить его на холсте.

Тут и раскрылась искренняя любовь Альфреда Сислея к пейзажам. Художник упивался мягкими видами спокойной, «окультуренной» природы и пытался передать чувство счастливого умиротворения в своих картинах.

Деятельность Сислея в кружке единомышленников не ограничивалась только творчеством. Именно он больше всего времени и сил тратил на организацию независимых выставок для себя и своих товарищей, ведь официальное искусство Франции не признавало нового направления.

Ивы в поле, день

Ивы в поле, день

Годы напряженной творческой работы художника осложнялись жизненными неурядицами. Любовная связь Альфреда с натурщицей Эжени Лескузе и рождение внебрачных детей стали причиной раздора в семье – разгневанный Сислей-старший отказал «непутевому» сыну в денежном содержании.

Вскоре последовала франко-прусская война, которая уничтожила все имущество молодого художника, а также полностью разорила семью его родителей. Всепоглощающее пламя войны сгубило и большую часть картин Сислея. От раннего периода творчества выдающегося мастера сохранилось всего 17 полотен.

Альфред Сислей создавал свои работы в легкой манере, не любил подчеркивать драматизм происходящего.

В отличие от своих товарищей, он писал обычную жизнь, не приукрашивая и не романтизируя ее. На его полотнах почти нет изображений людей, а если персонажи и встречаются, то они органично вписываются в пейзаж. Главными героями картин французского живописца стали вода и небо. По собственным словам, художник всегда начинал писать пейзаж в неба, которое для него являлось не просто фоном, а ключевым элементом всей композиции.

Закат

Закат

Одними из самых значительных вех в творчестве Альфреда Сислея считаются две серии картин. Первая была создана во время краткой поездки в Англию. На этих полотнах художник запечатлел завораживающие виды Хэмптон-корта. Сюжетом для второй серии послужило наводнение в местечке Марли.

Барка во время наводнения в Пор-Мали

Барка во время наводнения в Пор-Мали

К 40 годам Альфред Сислей устал от борьбы за успех. Он перестал выставляться и переехал в Море-сюр-Луэн – поближе к любимой природе и подальше от богемной жизни. Изменчивая публика с восторгом принимала работы Моне, который создавал смелые полотна с вызывающими спецэффектами. Высший свет увлекался портретами и жанровыми сценами Ренуара, отражавшими интересы людей того времени. А спокойные пейзажи Сислея, по злой иронии судьбы, были признаны «слишком классическими», и не вызывали интереса у критиков. Хотя именно его работы отражали глубинную суть импрессионизма: художник всегда писал только то, что видел, и многократно запечатленный пейзаж на разных картинах выглядел каждый раз по-новому.

Весенний день

Весенний день

Тонкую поэзию воздушных пейзажей Альфреда Сислея люди оценили только спустя годы после его жизни. Эти полотна дышат умиротворением и оптимизмом, которые мастеру удалось пронести сквозь годы своей непростой судьбы. Такое искусство не бросается в глаза, но, прочувствовав, его уже невозможно забыть.

Творчество Клода Моне: как поймать впечатление

Claude Monet - Self-Portrait. Detail. Claude Oscar Monet. Download painting.Больше полутора столетий назад сельские жители в окрестностях Парижа нередко встречали странного молодого человека в запачканном красками плаще и с этюдником на плече. Бывало, в поисках живописных пейзажей он забирался в безлюдные уголки предместий французской столицы. А бывало, пытался запечатлеть картины повседневной жизни поселян, собирая вокруг себя толпу зевак.

Это был Клод Огюст Моне, ставший одним из основателей нового направления в европейской живописи – импрессионизма. На протяжении всей жизни творчество Клода Моне было подчинено попыткам запечатлеть ускользающие мимолетные состояния окружающего мира, прежде всего — видов природы, поймать впечатление от мгновения.

6mone_b

Прогулка. Женщина с зонтиком и эскизы к ней

Сын бакалейщика из Гавра, Моне начинал с рисования простых работ: шаржей и карикатур, которые и выставлялись в лавке отца для привлечения внимания. Но первые же пленэры со старшими товарищами изменили все: здесь он впервые осознал бездонные возможности живописи и ощутил свое призвание. Во время обучения в Париже молодой художник познакомился с группой единомышленников, среди которых были Мане, Ренуар, Сислей, Базиль и другие. Теперь писать на натуре с мольбертами они ходили вместе. Это были те еще приключения — погода менялась, на холсты налипали насекомые, люди в лесу удивлялись, наконец, что это тут происходит?

Итак, компания молодых «бунтовщиков» взяла за правило работать над картинами на открытом воздухе, в то время как мастера старой академической школы делали на пленэре преимущественно эскизы и наброски. Выйдя из мастерской, художник сталкивался с непривычными условиями. Постоянно меняющиеся освещение и атмосфера, всплески ярких бликов, отсутствие четких контуров – все это заставляло искать новые приемы в живописи. В своем творчестве Клод Моне и другие импрессионисты использовали наложение мазков чистыми красками, а смешение цветов происходило за счет особенностей человеческого зрения. Изображение на холсте можно было воспринимать, только отойдя на некоторое расстояние от картины.

8mone_b

Бульвар Капуцинов

Этот стиль оказался настолько непривычным для того времени, что вызвал резкое неприятие в обществе. Больше пятнадцати лет понадобилось публике, чтобы принять и оценить творения великого мастера.

Вершиной творчества Клода Моне стали серии картин с одним и тем же пейзажем, но в разное время суток и при разном освещении. Для их создания художник устанавливал рядом несколько мольбертов и переходил от одного к другому вслед за движением солнца.

22mone_b

Картины из серии «Руанский собор»

Одна из самых известных серий картин с изображением Руанского собора вобрала в себя все идеи многолетнего творчества – Клод Моне своими работами пытался показать мимолетность и иллюзорность цвета. Глядя на эти полотна, мы вместе с художником задаемся вопросом: «А возможно, и весь мир вокруг нас – большая иллюзия?».

*На обложке: картина Клода Моне «Впечатление. Закат солнца»