Добродушный бородатый человек в мягкой шляпе и с неизменной трубкой в углу рта – таким помнили и любили Камиля Писсарро в Париже середины XIX века. Для своих единомышленников он был бессменным участником и организатором выставок, для молодых живописцев – внимательным советчиком, а для официальных критиков… не представлял особого интереса. Творчество этого художника не было оценено по достоинству при его жизни, а только спустя годы…
Датский подданный с острова Сент-Тома, Камиль Писсарро начинал свою карьеру в лавке собственного отца, а любимым рисованием занимался урывками, следя за погрузкой товара или за прилавком, пока не было посетителей. Но не зря говорят, что судьба человека найдет его где угодно. В случае с Камилем роль судьбы исполнил его товарищ, приезжий художник Фриц Мельби. Неожиданно для себя молодой приказчик решил избавиться от оков буржуазности и отправился вместе с Мельби в далекую Венесуэлу. Через четыре года странствий и упражнений в рисовании Писсарро понял, что за прилавок он не вернется уже никогда. Родители молодого человека отнеслись снисходительно к желанию сына, выделили стипендию и отправили учиться Школу изящных искусств, в Париж.
«Столица Европы» встретила начинающего художника невиданным мероприятием – знаменитой Всемирной выставкой. Увиденные там полотна Коро, Энгра, Делакруа, Добиньи и Курбе на долгое время определили художественные интересы мастера.
Как ни странно, студентом Школы изящных искусств Писсарро оставался недолго: его не устраивала мертвая академичность преподавания, хотелось живого и свежего искусства. В то время молодой художник и познакомился с единомышленниками: Мане, Моне, Ренуаром, Сислеем. В горячих спорах и совместной работе рождался новый стиль живописи – импрессионизм. Его приверженцы ценили мимолетность состояний природы, роль цвета, света и воздушной среды, которые делали каждое мгновение неповторимым.
В 29 лет Камиль Писсарро влюбился в простую бургундскую девушку Жюли Веллей. Но семья живописца не захотела признать невесткой обычную горничную. Разрыв с родителями оставил влюбленных без средств к существованию.
Больше 20 лет семья Писсарро жила на краю нищеты, и только в преклонные годы художник смог обеспечить ей относительный достаток. Однако, не смотря на крайне стесненные обстоятельства, Камиль был одним из немногих живописцев-современников, кто не тяготился своим все увеличивающимся семейством. Жизнь в Париже быстро стала не по карману молодой паре, и они переехали в сельскую местность, где можно было иметь огород и этим обеспечить себе пропитание.
Здесь Писсарро влюбился снова, на этот раз в тихие пейзажи провинциальной Франции. Он работал преимущественно на пленэре, пробуя разные манеры письма и вырабатывая свой уникальный стиль. В основу картин художник помещал продуманную композицию и точный рисунок, много экспериментировал с цветом.
Больше всего живописца увлекали переходные состояния природы: смена дня и ночи, времен года, изменения в погоде. Бурным стихиям и яркой экзотике он предпочитал смиренность и тихую торжественность весеннее-осенних деревенских видов. Вместо актрис и знатных дам писал своих соседей-крестьян в их ежедневных трудах и заботах.
Подобно Клоду Моне, Писсарро увлекался работой «сериями», когда писал один и тот же вид, но в разное время и с разными атмосферными эффектами. Это позволяло передать пейзаж во всей его полноте и изменчивости.
Франко-прусская война и последовавшие за ней гражданские беспорядки заставили Писсарро бежать со своим семейством сначала в Бретань, а после в Лондон. Столица Англии подарила художнику свои туманные ландшафты, полные тонких воздушных эффектов, и период плодотворной совместной работы вместе с Клодом Моне. Но возвращение домой, во Францию, оказалось безрадостным. В отсутствие хозяев сельский дом Писсарро был разграблен, а остававшиеся там картины уничтожены. Пережив горькое разочарование, неутомимый художник вновь погрузился в работу.
Что вызывает уважение, немолодой уже живописец никогда не останавливался на достигнутом и постоянно старался расширить границы своего художественного языка. Будучи опытным мастером, Писсарро любил общаться с молодежью, делился своим опытом и заимствовал у новичков свежие идеи. Так в его творчестве появился период бурного увлечения пуантилизмом – техникой письма, когда изображение создавалось за счет мелких мазков чистого цвета. Сейчас, кстати, этот принцип положен в основу компьютерной растровой графики.
Конечно, в своем творчестве художник уделял внимание и городским видам, и портретам. Но мягкие и плавные пейзажи французских предместий, которые не столько восхищают, сколько очаровывают зрителя, остаются прекрасным подарком Камиля Писсарро.
Светлана Виноградова