Акварель…по-немецки!
Наш автор, Юлия Бирст, обнаружила прекрасное пособие по акварели. Правда, на немецком языке. И чтобы все мы могли прикоснуться к интересным техникам, приведенным там, а также узнать много новой интересной информации об этих красках, Юля и написала эту статью.
Сегодня предлагаем вам окунуться в мир акварели. Посмотрите, сколько вокруг разнообразных красок, оттенков, сочетаний. Так и хочется перенести все это на бумагу, чтобы понравившийся сюжет радовал и восхищал.
Акварель позволяет сделать это достаточно быстро и очень даже просто. Все, что нужно, чтобы начать рисовать акварелью — ЭТО:
- Ваше желание!
- Стакан с водой, бумага, кисти и краски.
- Основные элементарные представления о технике рисования и поведении акварельных красок.
Все действительно ТАК просто и невероятно увлекательно!
Кстати, в конце статьи вы найдете простые по способу выполнения мастер-классы, с картинками и пошаговыми рекомендациями. Их будет легко повторить!
Итак, знакомимся…
История появления акварельных красок
Акварельные краски, как и практически все виды красок, обязаны своему появлению — Китаю.
Позднее, в 18 веке, дальнейшее распространение акварельные краски получили в Италии и Испании. Тогда акварельным краскам доверяли (даже не рисование, а разукрашивание) различных бело-черных набросков.
Также в английской художественной школе (где они использовались первоначально для рисования цветов).
На тот момент, конечно же, никто даже не мог подумать, что акварельные краски приобретут независимость и самостоятельность. Да к тому же еще и завоюют большую популярность!
Состав акварельных красок
Ценное качество акварельных красок – их прозрачность. Акварель должна легко и ровным слоем набираться на кисть и ровным слоем, без шероховатостей и пятен ложиться на бумагу.
В состав акварельных красок входят различные красящие пигменты (уголь, глина, малахит и прочее) и связующее их вещество. Если бы не было этого вещества, краска бы просто не смогла прикрепиться к поверхности листа.
Ясно, что акварельные краски легко растворяются в воде. Благодаря не только пигменту, но и связующему веществу (в качестве которого может быть использована — вода, масло, клей, яйца и даже мед). А, в свою очередь, именно из-за этих связующих веществ, акварельные краски имеют различную густоту и даже вкус! Наверное именно поэтому мы так любили в детстве облизывать (а не ополаскивать) кисточку после рисования акварелью – она была сладкая на вкус, как мед.
Акварельная бумага
Хочется уделить этому вопросу особое внимание, потому что результат, в том числе, зависит не только от выбранного сюжета, но и от бумаги для рисования.
Не секрет, что для акварели производят специальную акварельную бумагу.
Как правило, поверхность ее может быть более гладкой, менее гладкой и чрезмерно грубоватой (более рыхлой и неровной). Благодаря такой разной поверхности и достигаются различные эффекты при рисовании акварелью.
Для каких же сюжетов какую бумагу лучше выбрать?
Мелко-зернистая бумага. Поверхность ее более гладкая, более однородная и хорошо подходит для рисования сюжетов с большим количеством деталей, где требуется более точная прорисовка. По поверхности такой бумаги кисточка скользит легко и свободно.
Однако, неудобство состоит в том, что краски немного труднее контролировать на более гладкой бумаге. Они чувствуют себя свободнее и легче растекаются по поверхности.
Средне-зернистая бумага. С менее гладкой, более грубой поверхностью. Более универсальная и применяется во многих случаях. К примеру, она хорошо подходит как для случаев, где требуется точная четкая прорисовка деталей тонкой кисточкой. Так и для случаев, где кисть может свободно и мягко тонировать поверхность.
Крупно-зернистая бумага. С чрезмерно грубой, менее однородной поверхностью акцентирует явные возвышения и углубления, в которых краска может собираться. Благодаря чему, слой краски на бумаге выглядит более хаотичным, менее однородным.
Решающее значение для выбора того или иного типа бумаги зависит как от сюжета, так и от техники рисования, которую вы собираетесь применить.
Например, бумага с более гладкой однородной поверхностью лучше подойдет для рисования портрета нежной, хрупкой девушки, нежели для изображения каменного здания или массивной стены.
Для начинающих художников рекомендуют использовать бумагу средней зернистости. Она более универсальна и проще в использовании.
Перед рисованием лучше всего закрепить лист бумаги при помощи держателей, кнопок пока он еще сухой на поверхности. Иначе, когда вы смочите лист или пройдетесь влажной кистью с краской, бумага начнет деформироваться. Поэтому, во избежание неожиданностей во время рисования, лучше заранее его закрепить на поверхности. Потом, когда вы закончите работу, бумага высохнет и приобретет нормальную форму.
Кстати, акварельная бумага продается как в наборе (блоками, альбомами для рисования), так и отдельными листами. В наборе (альбоме или блоке) она, естественно, стоит дороже. Но, в результате очень практично покупать ее именно так. Почему? Потому что отдельные листы в блоке обычно проклеены со всех боковых частей. Это очень удобно, вы рисуете на первом листе блока, даете рисунку просохнуть, а потом уже отделяете лист от остальных в блоке. Его не нужно дополнительно крепить к поверхности, чтобы лист не растягивался и не деформировался при рисовании.
Кисти для акварели
Кисти для рисования акварелью подразделяются на два вида: мягкие натуральные кисти (например, из куницы или из белки) и твердые щетинистые натуральные кисти. Или искусственные, сделанные из синтетического волокна.
Существуют круглые, полукруглые и плоские кисти.
Для акварельной кисти важно, что она может впитывать много краски и оставлять равномерный след на бумаге.
Самыми лучшими кистями для акварели считаются кисти из куницы. Которые достаточно дороги, но при бережном уходе могут вам долго прослужить.
Кисти обычно разных размеров (от самых маленьких с маркировкой 000 до 24 – это самая большая кисть для акварели). Для начинающих художников достаточно трех круглых кистей оптимальных размеров — 4, 8, и 12. Такой выбор достаточен для растушевки и нанесения широких штрихов, а также прорисовки тонких линий и выполнения различных мазков.
Перед самым первым использованием кисти обязательно должны быть промыты под проточной водой (без моющих средств!).
Также следует промывать кисти сразу же после использования. Опять же просто под проточной водой, без всяких моющих средств.
После промывки оставшуюся воду с кисти надо стряхнуть. Ворсу кисти осторожно пальцами придать исходную форму и оставить просохнуть кисти в вертикальном положении, ворсом вверх.
Ни в коем случае не оставляйте кисть в стакане с водой ворсом вниз. Форма кисти очень быстро может от этого деформироваться и кисть испортится.
Дополнительные аксессуары и спецэффекты
ГУБКИ И ЩЕТКИ
Чтобы получить интересные эффекты и необычную текстуру, пользуются специальными вспомогательными аксессуарами при рисовании.
Текстура грубой поверхности достигается когда акварельные краски наносятся влажной губкой. Причем, если наносить слой краски натуральной губкой, то поверхность получается грубее и краска распределяется менее равномерно. А если использовать синтетическую губку, то эффект получается противоположный – слой краски ложится мягче и распределяется более равномерно.
Помимо одного из инструментов рисования, губка еще и незаменимый помощник. К примеру, при помощи губки можно:
- смачивать поверхность бумаги,
- убирать чрезмерную воду или краску с листа,
- покрывать большую площадь поверхности краской.
Для акцентирования грубой структуры, подчеркивания каких-либо деталей используются щетки. Причем можно пользоваться как обычной зубной щеткой так и специальной художественной с грубой щетиной. К примеру, зубной щеткой можно разбрызгивать краску на лист, а затем пальцем или кистью размазывать кляксы по поверхности листа. При этом получается уникальный рисунок, так как повторить такие же пятна невозможно.
С О В Е Т
Губки и щетки лучше покупать не в специальном магазине для художественных принадлежностей, а в обычном хозяйственном. Так можно значительно сэкономить бюджет.
КАРАНДАШИ
Перед рисованием красками лучше нанести сначала желаемый рисунок на лист при помощи мягкого простого карандаша. При чем эскиз может наноситься как на сухой лист, так и на смоченный водой. Только в последнем случае карандаш должен быть с тупым грифом, а не заточенным, чтобы не повредить поверхность бумаги.
При рисовании акварелью используют также цветные акварельные карандаши. Их набор обычно состоит из трех цветов: красный, синий, зеленый. Наносить их можно, например, на готовый в цвете рисунок (который вы уже выполнили акварелью) для того, чтобы подчеркнуть какую-то деталь, усилить где-то цвет. Интересно, что после нанесения на поверхность акварельный карандаш можно растушевать при помощи смоченной в воде кисти.
Основные техники рисования акварелью
Растушевка
Растушевка – это плавный цветовой переход от светлого тона к более темному или наоборот, а также от одного цвета к другому цвету.
Растушевка применяется когда необходимо на целой поверхности листа или не его отдельной области получить однородный тон. Лист важно закрепить, чтобы при намокании он не пошел волнами.
Подготовьте желаемый цвет (для этого можно использовать обычную или пластиковую тарелку). Вы должны учитывать, что после высыхания тон становится значительно светлее, чем в мокром состоянии. Важно подготовить достаточное количество краски, так как равномерная растушевка получается только при непрерывном нанесении. Если краска чуть подсохнет, то это уже будет другой цвет.
При рисовании акварелью цвета наносятся тонким прозрачным слоем
Чтобы получить более насыщенный и сочный тон, необходимо нанести несколько слоев краски на одно и то же место.
Перед нанесением краски закрепленный лист обильно смачивается водой (либо большой кистью, либо губкой). После этого вы можете приступать к нанесению цвета, собственно растушевке и подготовке фона.
Техника рисования МОКРЫМ-ПО-МОКРОМУ
Данная техника означает, что краски наносятся на увлажненную, смоченную водой поверхность.
При этом новый цвет может наноситься как на мокрую бумагу так и на другой (предыдущий) еще влажный цветовой слой (например, для получения другого цвета).
На мокрой основе цвета расплываются и создают цветовую поверхность мягкого тона и с размытыми границами. В свою очередь различные цвета легко смешиваются и плавно перетекают друг в друга.
Для этой техники рекомендуется применять акварельную бумагу с более грубой поверхностью. Так как она хорошо впитывает водянистые цвета, в отличие от более гладкой бумаги.
Если бумага тонкая, то ее обязательно надо натянуть на каркас, чтоб она не порвалась. Смачивать бумагу можно губкой (что иногда бывает намного быстрее и удобнее сделать, особенно при больших поверхностях, которые надо смочить) или широкой кистью. Краски обязательно набираются на мокрую кисть и наносятся на мокрую поверхность.
Вы увидите, что краски сливаются спонтанно. Чем водянистее цветовой тон, тем меньше вы можете контролировать слияние и перетекание красок. Но тем более эффектные и неожиданные решения вы можете получить.
Еще применяют технику рисования МОКРЫМ-ПО-СУХОМУ.
То есть на смоченную в воде кисточку наносят нужный цвет и полупрозрачными слоями наносят его на сухую бумагу.
С О В Е Т
Если вы перебрали с краской и вам надо промокнуть какой-то участок, то это можно сделать не только с помощью губки, но также обыкновенной салфетки. А если вы, например, рисуете небо и наносите краску на мокрую бумагу, то салфеткой достаточно удобно сделать облака – надо лишь промокнуть некоторые участки посильнее и получится практически белый слой, напоминающий облака. Таким образом можно высветлять нужные участки, но только пока слой краски еще мокрый.
С О В Е Т
Если вам надо в усилить цвет или добавить объем, то это можно сделать при помощи сухой щетинистой кисти и вбить нужный оттенок на объект. В этом случаем получается более структурное изображение и более насыщенный цвет (хотя цвет используем тот же, что и при рисовании мокрой кистью). Именно потому, что кисть сухая, достигается более насыщенный цвет.
Можно достичь также нужного усиленного цвета и при помощи губки, но только тогда, когда рисунок уже значительно подсохнет.
С О В Е Т
При рисовании акварелью какого-либо объекта (например, камня) можно начинать рисовать как со светлых тонов, добавляя к ним более темные или, наоборот – начинать с темных, оставляя при этом место для светлых, и затем добавлять просто светлые оттенки.
С О В Е Т
Если вы рисуете пейзаж, то лист перед рисованием делится на три части.
При этом каждая третья часть отличается размером и цветом (его насыщенностью).
Передний план обычно более темный и больший по занимаемому объему, более контрастный.
Средний план обычно чуть меньше, чем передний, по занимаемому объему и более светлый.
Дальний план, как правило, меньше по объему и намного светлей, чем два предыдущих.
А теперь наши простые МАСТЕР-КЛАССЫ с пошаговым описанием. Надеемся, вам будет легко и интересно их выполнить!
Мастер-класс 1. КРЕПОСТЬ
ШАГ 1
Приготовьте все необходимые для работы принадлежности:
- Краска любого светло-серого, серого оттенка.
- Одна кисть среднего размера.
- Лист бумаги средней зернистости.
- Два стакана с чистой водой.
Один используйте для промывки кистей.
Второй для смачивания поверхности бумаги и кистей.
- Салфетка или губка для удаления излишка воды или краски и смачивания поверхности.
Смочите равномерно бумагу.
ШАГ 2
Сделайте набросок Крепости на смоченной бумаге.
Карандаш должен быть мягкий и не остро заточенный (чтобы не повредить поверхность листа).
ШАГ 3
Смочите дополнительно только ту область, где вы нарисовали Крепость.
Нанесите светло-серый цвет на Крепость, не вылезая при этом за границы. Имейте в виду, что воды не должно быть много на контурах мотива. Чтобы он не размылся, а сохранился.
Темные тона (которые создают эффект тени) наносятся несколько раз на нужную область все тем же цветом.
Помните, прежде чем наносить следующий слой краски, предыдущий слон должен высохнуть.
При этом чем темнее тон вам нужен, тем больше слоев вы наносите.
Но обязательно давайте краске высыхать каждый раз.
Мастер-класс 2. ИСПАНИЯ
ШАГ 1 и ШАГ 2
Подготовьте сначала набросок с помощью мягкого карандаша.
И смочите только рисунок, то есть там где вы будете наносить краску.
Остальная поверхность остается сухой.
ШАГ 3
Начинайте наносить слой цвета светлых водянистых тонов.
При этом поверхность должна оставаться хорошо смоченной, для того, чтобы цвета могли беспрепятственно и легко перетекать друг в друга.
ШАГ 4
Теперь можно начинать нанесение темных тонов.
Работа на этом этапе должна быть немного подсохшей. Чтобы наносимые цвета были более точными, яркими и уже не растекались по поверхности.
В завершении выделите основные детали с помощью тонкой кисти и темной краски.
Вот и все! Надеемся, что у вас все получилось!
Если же вам хочется повторить эти сюжеты или другие, вы можете всегда это сделать!
Самое главное, что вы разрешили себе попробовать! Очень хочется верить, что информация была вам полезна! Обязательно пробуйте рисовать! У вас все получится!
Статья написана по материалам книги «Акварель. Основы, техники и мотивы», перевод с немецкого языка. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Юлия Бирст
3 Комментариев on “Акварель…по-немецки!”
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Большое спасибо за такое подробное описание по работе с акварелью! Я недавно начала увлекаться этим видом живописи.Это такое своеобразие.что и не знаю как описать.Какая- то необыкновенная красота!!! Но в тоже время это очень сложная техника,не всё так просто.Ещё раз спасибо,много полезного подчерпнула.
Спасибо большое! Ваша работа, ваш сайт отдушина после напряженного рабочего дня.Почти арт-терапия не зависимо от уровня владения кистью и акварелью.
Spasibo ogromnoe !!!