Про гуашь
В детстве гуашь была мной очень любима. Особенно нравилось смешивать изумрудную зеленую с лимонной желтой и белой. Получался пронзительно-нежный салатовый, который сводил меня с ума, и присутствовал на каждом рисунке. А белая гуашь раньше была в дефиците. Эта краска, если кто не знает, кончается быстрее всего. То есть красная, зеленая и тем более черная еще есть, а белой уже нет. Хорошо что сейчас с гуашью любого цвета нет никаких проблем. Берешь и рисуешь.
Практически все наши мастер-классы — именно по гуаши. Пока.
Итак, гуашь — краска из детства, водорастворимая.
Название произошло от французского Gouache и итальянского Guazzo, что означает водная краска и даже плеск.
Используют ее уже довольно давно, со средних веков. Это ее свойство — растворятся в воде, очень на руку как взрослым художникам, так и юным творцам. Забыли закрутить крышечку и краска высохла? Налейте туда теплой воды, примерно 1-2 столовых ложек на баночку, подождите несколько часов, а лучше оставить на ночь, и хорошо размешайте чем-нибудь плотным, палочкой или обратной стороной кисти — и краска будет как новая. Можно, конечно и сразу раскрошить краску с водой, но консистенция будет похуже.
Кстати, о высыхании. Готовая работа сохнет очень быстро — какие-то полчаса, и рисунок можно забирать и упаковывать в папочку, предварительно осторожно потрогав рукой, чтобы не было непросохших липких мест.
Еще одна особенность — это краска густая, как паста. Зубная, или как крем, например. Это ее замечательное свойство дает возможность делать фактурные мазки — то есть объемные. Они хорошо подчеркивают предметы на переднем плане — те, что ближе всего к нам. Получаются такие мазки, если кисть брать почти сухую — чем суше кисть, тем плотнее мазок. Иногда кисть можно и отжать. Для средних и дальних планов в краску добавляют больше воды. Прозрачность, как в акварели, в гуаши практически не используется. Для светлых мест и бликов берите белую краску.
Перекрытие. Гуашь дает возможность ошибаться. Не страшно, если потекла краска, или, если, например, нарисовали лишнюю ветку у дерева. Надо лишь подождать, пока высохнет, и нарисовать как надо. Особенно хорошо и эффектно этот «номер» проходит с перекрытием темных тонов светлыми. Нарисовали темно-зеленую бутылку, подождали высыхания, и поставили белый блик.
Белила. Так называют белую краску художники. В гуаши она первостепенно важна, скажу больше — наряду с пигметом (собственно красящим веществом) и клеем белила входят в состав гуаши, придавая ей матовость.
Вот тут кроется подводный камень использования гуашевых красок — при высыхании они непременно светлеют.
Учитывайте это, пожалуйста! Если хотите очень темный цвет, белил можно не добавлять. Тогда как практически во всех остальных случаях хоть немного белого в краски примешивают — голубое небо, гладь воды, кожа и волосы человека (даже на черных волосах есть освещенные места)…- практически все объекты художника рисуются с использованием белой. Поэтому-то эта краска и кончается быстрее всего, и покупая коробочку гуаши, нелишним будет дополнительно приобрети тюбик или банку белил.
На чем угодно! Гуашью обычно рисуют на бумаге. Причем, бумага эта должны быть достаточно плотной, ведь работаем с водой. Идеально подойдет та, на которой написано — для черчения. Если вы живете в России, то с рыжей буквой «Ч» на обложке. Подойдет и акварельная бумага (рисовать можно с любой стороны тогда). Раньше рисовали на ватмане. Также гуашью рисуют (или как говорят художники, пишут) по картону, грунтованному (покрытому) холсту, и даже по ткани.
Выбор. Краски эти бывают художественные и плакатные. Плакатные более кроющие, меньше разбеливаются, но не дают такой возможности фактурного мазка. Поэтому для художников — художественные). Есть еще краски для детского творчества, они обычно дешевле, дети рисуют много далеко не всегда оставляют работы «на века». Поэтому такие краски лучше детям и оставить.
Взрослые художники любят обычно те краски, что произведены в Питере, в коробках по 12 цветов. Плюс тюбик белил -обязательно!
А с кистями все очень просто. Для гуаши подойдут плотные щетинные — сразу берите несколько размеров — побольше, среднюю и поменьше. Впрочем, для мелких деталей можно использовать и кисти помягче. Подойдет колонок, беличьи — они же пригодятся для акварели.
Но! Конечно, при всем удобстве и приятности, гуашь это не масло. И даже не темпера и не акрил. То есть, увы, она не может похвастаться особой яркостью, да и толщина мазка не бесконечна — не стоит гуашь «накладывать» — попросту треснет и отвалится. И это высветление после высыхание тоже не прибавляет сочности — краски словно «блекнут».
Поэтому маститые художники обычно гуашь используют лишь для набросков и кратких зарисовок, отдавая предпочтение маслу, которое сложнее в применении, но -да-да, посочнее и попластичнее гуаши.
Хотя, иногда…
Однако все это мелочи по сравнению с той радостью свободного и практически беспрепятственного творчества, что дает нам гуашь. Ее можно приобрести практически везде, не надо даже искать магазины для художников, да стоит гуашь недорого — позволить себе может каждый. Она не пахнет, отлично отмывается, идеально подходит для детей и начинающих художников. Писать гуашью — настоящее удовольствие!
Попробуйте! Например наши мастер-классы!