Призвание в искусстве. Интервью с Ольгой Струговщиковой

Организатор фестиваля «Ночь Ван Гога», Юлия Чудакова, побеседовала о призвании в искусстве с Ольгой Струговщиковой, карьерным психологом.

Ольга — потрясающий человек и специалист. Вот у кого глаза горят от своей работы! Сколько людей благодаря Ольге нашло любимую работу и определилось с призванием и целью в жизни, и не перечесть!

strugovshchikova-olga Струговщикова Ольга — эксперт по вопросам поиска работы и построения карьеры, профессиональный психолог, тренер и преподаватель психологических дисциплин. Она помогает людям находить работу по душе, реализовывать себя в профессиональной сфере, приобретать уверенность в себе и финансовую независимость. И, конечно, получать радость от профессиональной самореализации!

Девиз Ольги: «Каждый человек достоин того, чтобы иметь работу по душе и заниматься любимым делом!».

Кроме того, Ольга Струговщикова — очень творческий человек, умеющий находить общий язык с вдохновением. В ее жизненном багаже смена собственной карьеры, создание множества индивидуальных и тренинговых программ, научных и популярных статей, и даже полновесная книга.

И сегодняшняя беседа о том, можно ли найти свое призвание в искусстве, и как это сделать.

Подбробнее — на Ночи Ван Гога!

Перед вами интересный опыт онлайн-видео-интервью, когда два человека находятся в разных городах.

Содержание интервью.
Юлия. Здравствуйте! С вами Юлия Чудакова и мы продолжаем рассказывать про спикеров фестиваля «Ночь Ван Гога» в Москве. И сейчас мы хотели бы поговорить о призвании. Когда взрослый человек начинает заниматься творчеством, искусством — будь то живопись или что-то другое, — он должен четко понимать, зачем ему это надо. Кто-то меняет профессию, у нас уже есть такие примеры. Кто-то делает это своим хобби, кто-то находит в этом отдушину, кто-то преподает или курирует. А кто-то, как я, например, создает свои собственные проекты. Вариантов очень много, и определиться с выбором помогает специалист – Ольга Струговщикова, у которой свой собственный проект по поиску призвания взрослыми людьми. И в этом небольшом интервью хотелось бы задать Ольге ряд вопросов, на которые, я надеюсь, мы получим очень интересные ответы. А подробнее – на «Ночи Ван Гога».
Итак, вопрос первый. Предположим, человек работает бухгалтером или учителем физики, но при этом настолько увлекся творчеством, что без этого уже жизни не мыслит. Это вышло за границы хобби и понятно, что это его судьба. Но рисовать достаточно хорошо он еще не умеет, потому что должно пройти определенное время, пока он станет профессионалом. Он бы рад зарабатывать на этом, но не знает как. Что ему делать?

Ольга. Здравствуй, Юлия! Здравствуйте, слушатели! Прежде всего хочу поблагодарить Юлю за создание такого прекрасного мероприятия, как фестиваль «Ночь Ван Гога» и за подготовленные вопросы – они очень интересные. В первую очередь, что мне хочется сказать: если вы поняли, что для вас рисование это не просто хобби, а вы хотите сделать его любимым делом – получать от этого не только удовольствие, но и желаемый доход, то это уже первый шаг к большим деньгам. Возможно, вы сейчас не очень уверены в своих способностях, и их уровень не так велик, как у мировых мастеров, но на каком-то уровне вы рисовать умеете и уже можете создавать картины. Поэтому вы уже можете начать на этом зарабатывать. И один из способов – начать продавать свои произведения, которые вы уже создали. Даже те произведения, которые вы создали, участвуя в мастер-классах – в проекте РИСУЙ или в других проектах. Если они у вас закончены, если нравятся не только вам, но и другим, то вы можете их не только дарить, но и выставить на продажу. Как это сделать? Проще всего это сделать, если вы заведете аккаунт в социальной сети, а если он у вас уже есть, то оформите его так, чтобы было понятно – вы пришли сюда не только общаться, у вас есть очень интересные картины, которые вы можете предложить людям сделать. Вы их можете выложить там в альбомах и указать, что нужно сделать, чтобы их приобрести. Также если вы планируете рисовать на заказ, то вы можете написать это у себя в статусе. Например, сделать такую формулировку: «Я рисую на заказ» или «Есть готовые работы, смотрите в фотоальбоме». Таким образом могут появиться первые клиенты. Также вы можете попросить друзей и знакомых рассказать о ваших услугах, чтобы больше людей узнало о вашем творчестве.
Следующий момент. Если вы хотите не просто рисовать, а использовать рисование как составляющую в профессии дизайнера разных направлений, иллюстратора или какой-то еще, то вы можете присоединиться к опытному автору. Работать, как это раньше было, «подмастерьем» — выполнять простые виды работ, а в обмен получать и обучение у этого человека, и стажировку, и плату за определенную работу, которую вы для него делаете.
Также вы можете посмотреть, какие есть предложения на сайтах, где просят сделать те или иные заказы. Это могут быть так называемые фрилансерские сайты, например, freelance.ru. Также есть специальные сайты для художников и иллюстраторов, есть для мастеров любых рукодельных направлений, в том числе там выставляются и картины. Там также можно зарегистрироваться и выставить свои товары на продажу, и также увидеть заказы на оформление чего-то. Например, иногда требуются иллюстрации для книг и обложек, красивые рисунки для иллюстрации каких-то курсов, тренингов и т.д. Есть такие заказы, и вы можете прямо сейчас начать их искать. Не ждите, пока вы станете художником мирового уровня – начинайте зарабатывать прямо сейчас.

Юлия. Второй вопрос у меня связан с первым. Поскольку я давно с тобой работаю, то мне понятно, зачем взрослому человеку определяться со своим призванием, но не всем это понятно. Ну, рисует человек, у него такое хобби. Нравится ему – даже больше, чем нравится, разговаривает он об этом. Я понимаю, как это важно потому, что вижу, какое счастье и какую пользу человек может принести себе, семье и обществу, когда занимается именно своим призванием. Расскажи, пожалуйста, может, из своей практики, – какой смысл искать свое призвание, зачем его искать и какие результаты бывают.

Ольга. Спасибо, Юля, отличный вопрос. По моему опыту, ко мне приходят те люди, которые уже не могут жить, не ответив на него. Те, для кого ощущение бессмысленности жизни становится очень напряженным, тревожным. Не хочется жить дальше, «как бы живя», то есть просто выполняя определенные функции. Человек при этом может вполне неплохо сделать карьеру или реализоваться как родитель, как человек состоявшийся. Но внутри есть постоянная мысль: «Зачем я живу? Зачем я на этом свете? Неужели я так и буду изо дня в день выполнять одни и те же функции?».
На мой взгляд, ответ на этот вопрос лежит в трех плоскостях. Первая состоит в том, зачем это нужно самому человеку. Обычно деятельность, связанная с призванием, помогает человеку жить и получать от этой жизни максимум удовольствия, радости и счастья. Занимаясь своим призванием, он наиболее полно реализует свои способности, таланты, потенциал. И тем самым он становится более развитым и может претендовать на то, чтобы занимать самые высокие позиции в своем деле – он становится профессионалом. Также это связано с тем, что человек имеет возможность получать больший доход, чем он до этого получал на нелюбимой работе, даже если там он уже сделал какую-то карьеру.
Второй момент состоит в том, что когда человек находит свое призвание и реализует его в любимом деле, тем самым он распространяет свое влияние на окружение – так, как идут круги по воде. И первой под влияние попадает семья. Такой человек показывает пример своим детям, дети тянутся за ним, и в дальнейшем у детей даже не будет такого примера, такой стратегии, когда человек идет на нелюбимую работу, потом мучается всю жизнь, и только потом приходит к вопросу поиска себя и поиска своего призвания. Если мужчина находит себя, то он ведет за собой женщину. Он и жене своей транслирует идею о том, что не нужно ходить туда, где тебе неинтересно – найди себе дело по душе. Если это первой делает женщина, мама, то она точно так же показывает пример не только детям, но и своему мужчине, и тоже стимулирует его на поиск себя.
Дальше, следующий круг – это уже выход за рамки семьи, за рамки ближайшего окружения. Поиск призвания и реализация его человеком гораздо больше, чем нужно ему самому и семье, нужно миру. Потому что именно на этом месте, когда человек находит себя и свое призвание, он может принести максимальную пользу миру в целом. Как бы это высоко не звучало, но на самом деле, если человек зачем-то пришел в этот мир, и он нашел место, где может реализовать свою главную задачу, то это (знаете, есть такое выражение) помогает миру крутиться быстрее. Помогает сделать так, чтобы еще большее количество людей вокруг было счастливыми, радостными и получало то, ради чего они пришли в эту жизнь.

Юлия. Третий вопрос. Я знаю, что вы, психологи, очень любите разные тесты. На твоем сайте есть тест, в котором нужно перечислить все свои места работы в жизни, выделить отрицательные и положительные стороны, а в дальнейших шагах связать это с тем, что ты хочешь. И появляются интересные творческие профессии, которые уже связаны с имеющимися навыками. Например, человек хорошо работает на компьютере, начинает рисовать и ему нравится и то, и то — может он пойти поучиться на дизайнера. Либо, например, человек давно увлечен книгами, ему нравятся книжные иллюстрации, и он отмечает это в своих анализах — он может работать над иллюстрациями. Каковы результаты этих тестов? Так как ты много работаешь с людьми, которые переходят из одной профессии в другую. О каких интересных примерах совмещения имеющихся опыта и навыков человека с тем новым творческим, что пришло в его жизнь, ты можешь рассказать?

Ольга. Отличный вопрос, и здесь может быть очень много вариантов ответа. С одно стороны, профессий, связанных с рисованием и живописью, даже «вчистую», довольно много. Потому что есть художники, которые просто рисуют свои картины, творят и не подстраиваются ни под кого. Создали произведение, выставили его в галерее, и люди становятся в очередь, чтобы покупать его или какие-то другие картины этого художника. Но, кроме этого, кроме такой, самой понятной перспективы, есть еще и другие. Есть художники-оформители, есть художники, которые рисуют по ткани, по металлу. Есть те, кто разрабатывает принты для ткани в промышленных масштабах. Есть те, кто расписывают изделия народного промысла. То есть, даже в профессии «художник» — очень много различных специализаций. Тоже очень близка профессия аниматора или мультипликатора. Это тот человек, который придумывает персонажей мультипликационных фильмов, прорисовывает их, продумывает их мимику. Также прикладным аспектом живописи, который всем хорошо знаком, являются различные виды дизайна: от дизайна кухонной утвари, предметов мебели, интерьера и декора, до дизайна мобильных телефонов, веб-дизайна и т.д. Если перед этим у человека был и опыт, и интерес к сфере создания технологически сложной мебели, то здесь он может применить свое стремление к рисованию к тому, чтобы продавать эту мебель. Разрабатывать рекламные материалы, разрабатывать саму концепцию создания этой мебели так, чтобы она была и функциональная, и красивая, и стильно смотрелась в помещении, для которого она создается.
Также приложение можно найти в профессии архитектора, и здесь тоже очень много разных специализаций. Если у человека были и есть способности и интерес к научным исследованиям, то можно себя реализовать в профессии искусствоведа, критика, реставратора, музейного сотрудника. Например, есть люди, которые работают в художественных музеях и оценивают картины, смотрят их подлинность – то есть, они не только разбираются в живописи и сами рисуют, но еще и могут помочь оценить качество других картин.
И вот таких возможностей, на самом деле, очень много. И здесь очень важно прислушаться к себе и понять, что, помимо рисования, вас еще увлекает. Но, в то же время, не отбрасывать возможности и просто стать художником, потому что у некоторых это является ограничением и кажется, что художником очень сложно заработать, если ты не Ван Гог.
Еще, вспомнила, с чем можно связать свое стремление заниматься рисованием – для женщин это очень актуально – боди-арт, мейкап, нанесение макияжа. И то, что очень близко – стилист, визажист. Тут напрямую человек не рисует, но уже создает образ, использует свое чувство композиции, чувство цвета и другие важные навыки, которые развиваются в живописи у человека, увлеченного рисованием.

Юлия. Следующий, четвертый вопрос. Наверное, он близок лично мне, часто у меня возникает. Допустим, все случилось – человек нашел свое призвание в творчестве, свое любимое дело и начинает им заниматься. Но, так как попадание может быть слишком удачным, человек погружается в свое занятие слишком сильно – например, рисует-рисует-рисует, и не может уже выйти. Или как я, проектом своим занимаюсь-занимаюсь-занимаюсь. Вопрос в том, как найти баланс искусства и жизни, когда призвание тебя засасывает? Как полностью не оказаться в своем призвании и не потерять нечто важное в своей жизни?

Ольга. Да, очень важный и серьезный вопрос. Наверное, тем, кто находится только в начале пути, он непонятен. Но тем, кто уже ощутил на себе то, как сильно хочется заниматься любимым делом, когда его найдешь, естественно задаваться вопросом – как сделать так, чтобы любимое дело не занимало полностью весь твой день.
Мне кажется, разгадка здесь в том, что у вас помимо любимого дела должны быть занятия, какие-то увлечения, другие важные сферы жизни, в которые также очень хотелось бы включиться. Чтобы у вас все было прекрасно во взаимоотношениях с противоположным полом, с детьми, если они у вас есть. Чтобы у вас были другие хобби. Если вы помимо рисования еще любите кататься на лыжах, на роликах, вышивать, шить или что-то еще делать – это будет вас стимулировать завершать здесь дела и заниматься чем-то другим. Это первый момент.
Второй момент – это самоорганизация. Если вы знаете, что вы погружаетесь в процесс с головой и можете забыть и про еду, и про то, что детей нужно забрать из садика, и про то, что нужно сдать другой проект, если вы еще не ушли с другой работы – то здесь можно просто ставить себе напоминалку, таймер. И как только он прозвенит, заканчивать свою работу и включаться во что-то другое. Также нужно планировать свой день так, чтобы он был наполнен и другими важными, интересными и увлекательными делами.

Юлия. Вопрос номер пять – про хобби. У нас есть очень много людей, которые занимаются творчеством как хобби. Например, раскрашивают по номерам – в клеточки с номерами наносят соответствующую краску, получаются такие интересные панно. Или раскрашивают специальные раскраски для взрослых. Или они берут разовые уроки рисования, лепки и чего-то еще – то есть, занимаются этим исключительно как хобби. Как такое хобби влияет на жизнь? Есть ли в твоей практике случаи, когда человек вот так занимался хобби, а потом оно во что-то переросло? Либо, наоборот, случаи, когда хобби у человека присутствует годами? Вообще, с точки зрения психологии, что такое творческое хобби, и зачем оно нужно – расскажи, пожалуйста, об этом.

Ольга. Творчество как хобби может выполнять очень разные задачи. Начиная с того, что хобби помогает нам снимать стресс, расслабляться, получать удовольствие, расширять кругозор, находить новых друзей, которые увлечены тем же, чем и вы. Конечно же, есть истории, когда хобби становится делом жизни, перерастает в бизнес. Иногда это происходит незаметно для человека. Например, когда человек рисует, к нему приходят в гости знакомые, видят его произведения, видят, какие они классные, и предлагают их у него купить. Таким образом, человек понимает, что можно этим зарабатывать. И предпринимает соответствующие действия и выводит свое хобби на уровень дела жизни, которое приносит уже не только удовольствие, но и доход. А некоторые люди продолжают заниматься той же живописью, скульптурой, мультипликацией – просто так, для себя, в качестве переключения от других дел. И это тоже хорошо! Как я говорила в предыдущем вопросе, если есть любимое дело, это не значит, что все остальное человек должен забросить, забыть и больше ничем не заниматься. Какие-то увлечения у человека должны остаться просто в разряде хобби. Потому что хобби не напрягает тем, что вы обязательно должны заработать на нем денег, постоянно о нем думать… Хобби – это дело такое, сегодня вы в него вовлекаетесь, потом на неделю забросили, потом снова вспомнили, открыли мольберт и опять рисуете и т.д. Здесь нет ответственности, вы просто проявляете себя, поэтому можете полениться, что-то не закончить или забросить.

Юлия. Шестой вопрос – про талант. У меня не без твоей помощи сложилось такое мнение. Когда человек спрашивает: «Есть ли у меня талант к живописи, к творчеству?», мой обычный ответ на этот вопрос: «Если человек хочет рисовать, то талант есть, а если сильно хочет, то есть большой талант». Если человек жить без этого не может, значит, именно сейчас, именно в этом возрасте у него происходит раскрытие этого таланта. У некоторых это с детства, у некоторых – в тридцать лет, в пятьдесят, в семьдесят… В любом возрасте может произойти пик раскрытия таланта, и нужно работать и работать, чтобы его развивать. Согласна ли ты с этой мыслью? Были ли у тебя интересные случаи по этому поводу? Как человеку определить, понять и поверить, что у него есть талант, и что ему нужно идти по этому пути?

Ольга. Спасибо, Юля. Это очень важный вопрос, очень многих он волнует. Далеко не всем понятно, особенно в начале, есть ли у них талант к какому-либо виду деятельности, в частности, к живописи, потому что они только начинают. И здесь я с тобой полностью согласна – сила желания заниматься этим позволяет нам утверждать, что у человека есть, как минимум, задатки. И для того, чтобы эти задатки развились в способности и, далее, в талант, необходимо еще несколько факторов. Они тоже всем известны. Первое – это обучение. Вы должны узнать, как правильно рисовать, какие бывают техники, как держать руку. И дальше – это практика. Практика, практика и практика. Возможно, вы слышали о таком исследовании: для того, чтобы добиться успеха в любом виде деятельности, ему нужно посвятить порядка десяти тысяч часов. И я думаю, что многие известные музыканты и художники это подтвердят. В принципе, рисовать хорошо, выражать свои мысли на бумаге можно научиться и сразу. Но для того, чтобы утверждать, что у человека действительно есть талант, человек должен пройти некоторый этап обучения и практики – что-то рисовал, рисовал и рисовал. И для того, чтобы определиться, есть у вас талант в этой сфере или нет, не опирайтесь на собственное субъективное мнение. Здесь очень важно мнение специалиста – того человека, который разбирается в том, как рисуют талантливые и неталантливые люди. А также, здесь есть такой элемент сравнения. Вы можете в самом начале, даже без мнения специалиста понять, есть ли у вас предрасположенность к этому, есть ли задатки и возможность развить талант в этой сфере, следующим образом. Вы можете сравнить, насколько легко вам это дается по сравнению с окружающими. Здесь есть маленькая ловушка, в которую не нужно попадать. Вы должны себя сравнивать с людьми «в среднем», а не с теми, кто уже занимается живописью, ходит на курсы, и какой-то путь прошел. Конечно, тогда сравнение будет, скорее всего, не в вашу пользу. Сравните себя с теми, кто в среднем вас окружает, с обычными людьми. Возможно, вы поймете, что вам гораздо проще что-то изобразить, и даже без дополнительного обучения получается более точно и более красиво, более живописно, что вы лучше отображаете цвета и их сочетания, передаете настроения даже в несовершенном, с точки зрения техники, рисунке.
Итак, повторюсь. Чтобы понять, есть ли у человека талант, нужно обратить внимание на то, насколько сильно вам хочется этим заниматься. Это раз. Второе — убедиться, что вам это дается легко. Третье – сколько-то сил и времени положить на обучение и на практику. И четвертое – это мнение специалистов, которые могут более точно сказать, есть у вас талант или нет.

Юлия. Седьмой вопрос. Допустим, мы убедились, что человеку нужно заниматься поиском своего призвания, что это не просто так. Что, порой это бывает целью жизни – найти свое призвание и следовать своему пути. Как человеку найти свое призвание? Есть книги какие-то, тренинги, коучи, психологи? Какие бывают пути, расскажи пожалуйста. Поскольку ты автор проекта по поиску призвания, эти пути знаешь. Расскажи хотя бы вкратце, чтобы люди понимали, как им искать призвание, кто им в этом может помочь, какая информация и т.д.

Ольга. Юля, здесь ответ будет таким. Наверное, тут можно выделить два основных пути. Первый – это когда человек сам ищет себя, сам задает себе вопросы, сам проводит над собой какие-то эксперименты, пробует себя в разных сферах и сам потом находит ответ. И второй путь – когда он это делает вместе с наставником. И вот здесь уже могут быть разные ответвления, разные варианты наставников. Одними из них, как ты сказала, могут быть книги. Это очень хороший вариант, так как он дает доступ к наставникам из разных времен, эпох, и не важно, каким языком они владеют. Вы можете послушать, что говорят разные люди. Сейчас лично я рекомендую таких авторов, как Барбара Шер, Даниэлла Лаппорт. Есть еще другие известные книги по призванию. Я свою книгу написала «Будь счастливой мамой. Как найти любимую работу и воспитывать ребенка». Что хорошего в этих книгах – там содержатся не только рассуждения человека философские о том, что такое призвание и как его найти, но и даются конкретные рекомендации, практики и технологии, которые вы можете выполнить самостоятельно. Я знаю, что очень многие люди с помощью книг находят себя, находят свое призвание и дальше его реализуют.
Следующий вариант наставничества – это когда вы находите конкретного человека. И если раньше этим занимались единицы, которые помогали другим найти себя, свое место в жизни, то сейчас таких специалистов становится больше. Это могут быть как психологи, коучи, так и люди, которые сами прошли этот путь и делятся своими наработками, основанными на личном опыте. Это тоже очень хороший вариант. И тут может быть такая ситуация, когда вы лично консультируетесь с этим человеком в индивидуальных программах участвуете. Или это могут быть групповые программы, тренинги, конференции, где рассказывается, что можно сделать. Непосредственно участвуя в тренингах, вы это делаете, и приходит озарение и ответ.
Каждый из этих вариантов имеет свои сильные стороны, и вы можете попробовать разное, а потом на этой основе выбрать тот вариант, который больше всего согласуется именно с вами.
Еще хотела сказать, что на мой взгляд, самостоятельный поиск себя – это в целом хорошо, но он занимает чуть больше времени, чем если вы это делаете с наставником. И с наставником у вас меньше различных сомнений, потому что вы можете их озвучить, получить какие-то ответы. Тогда меньше внутренних метаний и более спокойно проходит процесс поиска себя. Хотя самостоятельный поиск себя – он тоже есть. Ко мне приходили многие люди, которые уже нашли себя, и потом мы с ними работали уже по вопросам, которые их сдерживают, не дают дальше двигаться. То есть, призвание свое они уже поняли, в чем его реализовать – поняли, какое любимое дело у них, они знают. Возможно, какие-то шаги были предприняты, но их сдерживают некие факторы, различные страхи, ограничивающие убеждения и т. д. Над этим мы с ними работали. Так что, я знаю достаточно много людей, которые сами себя находили. Но также я знаю много историй, когда это проходило под руководством наставника. Это два основных пути – выбирайте любой, выбирайте своего наставника – и вперед!

Юлия. В завершение нашей беседы — традиционный вопрос. Что ты пожелаешь людям, которые увлекаются творчеством или только присматриваются к этому и с удовольствием бы занялись, но не знают, с какой стороны подойти?

Ольга. У меня будет очень простое и всего лишь одно пожелание: если вы хотите заниматься творчеством, то занимайтесь им! Если вы только присматриваетесь, то выбираете направление, которое будет вам по душе, и тоже занимайтесь им! Потому что это приносит радость, удовольствие. Творчество делает наш мир красивее, помогает решать различные психологические проблемы, снимать стресс и, в целом, делает жизнь лучше и счастливее.
Спасибо огромное за внимание, за эти вопросы. И встретимся с вами на фестивале «Ночь Ван Гога»!

Юлия. Ольга, спасибо тебе большое за твою искренность, за то, что ты помогаешь найти людям самое главное в жизни – свое призвание, свою цель. Дорогие друзья, обязательно приезжайте на выступление Ольги. Сам фестиваль будет с 22 по 24 апреля в Москве. Обязательно приезжайте, будет очень-очень классно!

Добавить комментарий