Рисовать может каждый? Интервью с Дарьей Краевой

Краева

Каждому новичку, который только начинает свой путь в творчестве, очень важно найти хорошего преподавателя, который не только обучит его основам мастерства, но и будет поддерживать и верить в его талант.

К счастью, такие люди существуют! 

Дарья Сегодня Юлия Чудакова, автор проекта РИСУЙ и идейный вдохновитель арт-фестиваля «Ночь Ван Гога», беседует с Дарьей Краевой. Даша — талантливая художница и прекрасный педагог, обладательница потрясающей энергетики. Она сама начала рисовать во взрослом возрасте, поэтому, как никто другой, понимает особенности своих учеников. Множество людей по всему миру благодарны Даше за то, что она открыла им дорогу в искусство.

Действительно, Дарья Краева — это тот человек, который вдохновляет на творчество!

Содержание интервью:
Юлия. Всем привет! Я Юлия Чудакова, руководитель проекта РИСУЙ. Сегодня мы поговорим с прекрасным педагогом Дарьей Краевой. Мы все знаем Дарью по онлайн-урокам и курсам. В этом апреле Дарья приезжает на фестиваль «Ночь Ван Гога», где мы все увидимся, и поэтому, в преддверии данного события мы решили взять интервью у Дарьи – задать ей ряд вопросов.
Здравствуй, Дарья! У нас сегодня телемост будет – я буду задавать вопросы, а Дарья будет позже отвечать на них.
Итак, я начну сразу с истории. Все вы слышали, что Дарья начала рисовать не с самого раннего детства. Более того, она поступила в художественный ВУЗ, не имея за плечами художественной школы. Даш, расскажи поподробнее, как так получилось. Неужели в раннем детстве или в позднем детстве, до семнадцати лет, не было никаких предпосылок? Может быть, тебе нравилось, как люди рисуют, или ты сама об этом мечтала, или совсем ничего? И как, когда ты начала, все-таки, этот процесс с нуля, к этому относились близкие и окружающие люди к такому выбору профессии?

Дарья. Привет, Юля! Всем привет! Спасибо за интересный вопрос. Вообще, творчество поглотило меня в мои семнадцать лет. Но если вспоминать раньше, то в детском саду и в начальной школе я рисовала как все дети. Даже один месяц ходила в изостудию, но мне там не понравилось – не помню, почему. Вот месяц отходила, и все. Потом в средней школе я, как и все, оформляла актовый зал, делала стенгазеты, плакаты – была такой активисткой, выступала. Еще я занималась музыкой, ходила на класс фортепиано, и это занимало все мое время – учеба, музыка и активистские дела.
Но когда я закончила школу, у меня не было даже мысли о том, чтобы стать художником. Я закончила с мыслью, что я буду ветеринаром, потому что мне хорошо давались точные науки – геометрия, алгебра. Черчение я очень любила, кстати, историю, биологию. Это были мои любимые предметы. То есть такие, где можно выучить формулу, и где есть логические умозаключения. И на тот момент я решила, что буду ветеринаром. Но, пока ехала в Киров, передумала. Вдруг меня осенило, что я хочу быть художником. Как кто-то по голове, наверное, стукнул, свыше (смеется). И решила стать художником.
Конечно, на вступительные экзамены меня сначала не допустили, потому что у меня не было художественного образования. И вообще, навык работ, сказали, очень низкий: «Ты просто не сможешь поступить!». Но мое упрямство позволило мне договориться о том, чтобы меня допустили к экзаменам. И я на них все-таки прошла – за месяц подготовилась и поступила.
За месяц я нахваталась всего. Конечно, месяц – это очень мало. Но кое-как, с горем пополам, с помощью обезьянничества, повторения за всем, что происходит в аудитории, я все-таки сдала, поступила и отучилась.
Первые три года – это были смех и слезы. Потому что я то рыдала, то смеялась над своими работами. Было сложно, потому что все мои одногруппники имели более развитый навык, у них у всех было художественное образование. Кто-то даже уже колледжи закончил, то есть имел среднее художественное образование. И тут я, такая вот, без художественного образования – ничего не умею.
Были у меня порывы уйти, но благодаря моим родным и близким, которые меня поддерживали, я этого не сделала. В моей семье принято: если ты хочешь – ты делаешь. Если ты действительно хочешь и можешь сказать, зачем тебе это – то ты можешь это делать. Мои родители меня поддержали, мои друзья меня поддержали, потому что – почему нет, если мне это нравится. Благодаря, в первую очередь, моей маме, которая вытирала мне слезы и говорила: «Ты все сможешь», я закончила этот ВУЗ. Четвертый и пятый курс было уже полегче, потому что я в уровне творческом уже подросла, и без проблем закончила. Сейчас я вспоминаю свой ВУЗ с улыбкой, с любовью – это были лучшие годы. Я ни на минуту не пожалела, что я получила это образование, и сейчас с удовольствием продолжаю обучаться. То есть, сейчас каждый день я стараюсь для себя улучшить свой навык и обучаю людей. То есть я этим живу, я этим дышу, и это моя жизнь. Это моя профессия – художник-педагог, и я не хочу этого менять. Спасибо, не знаю кому сказать, свыше, – тому, кто меня тогда по голове стукнул, что я стала художником. Но это было самое правильное решение в моей жизни.

Юлия. Теперь вопрос для тех, кто не имеет художественного образования. Вот у тебя оно есть. А если у человека нет, например, художественного образования, и он начал рисовать в тридцать, сорок или шестьдесят лет. Может ли он стать профессиональным художником, преподавать?
Да, все знают примеры Ван Гога, у которого не было, действительно, базового художественного образования, или бабушку Мозес, которая начала уже на пенсии рисовать. Но все равно, люди еще очень не уверены, и они думают, что нет у них пути в большое искусство, если нет у них художественного образования, и они могут рисовать только как хобби. Вот как ты считаешь, что ты думаешь по этому поводу – можно ли, нужно ли, и что делать? Может, есть какие-то примеры из практики твоей или твоих учеников?

Дарья. Вопрос, вообще, очень интересный. Так как моя практика заключается в том, что я учу взрослых людей рисовать, я со своей позиции могу заявить, что рисовать может каждый и в любом возрасте. Главное – понять, зачем тебе это нужно. Потому что, если хочешь, чтобы это было как хобби – оставляешь как хобби. А если ты уже хочешь быть художником, бросить работу, создавать картины и преподавать, то тут нужно подходить более систематично.
Когда это хобби, то ты хочешь – рисуешь, не хочешь – не рисуешь. Тебе достаточно пробного шага в рисовании, достаточно мастер-класса. Раз в месяц посидеть, что-то нарисовать, повесить на стену и заниматься своими делами.
А если ты хочешь с рисованием связать свою жизнь, то это уже совсем другой разговор. И здесь уже без школы не обойтись. Не обязательно, конечно, бежать в художественный ВУЗ или в художественную школу. Достаточно систематизировать свое образование. Чем нам помогают ВУЗ и художественная школа? Тем, что там порционно дают знания, порционно вы все это усваиваете, отрисовываете и идете пошагово по ступенькам вверх, улучшая свой навык. То есть, в своем обучении нужно точно так же составить план. Если вы учитесь самостоятельно, и не важно, сколько вам лет – сорок, шестьдесят, восемьдесят, если у вас есть желание, то вы просто составляете себе план. Сперва нужно посмотреть начальный уровень навыков. Посмотреть, что я могу, посмотреть, что я хочу. И от этого «могу» к «хочу» надо составить лестницу, по которой нужно идти планомерно. Если мы хотим рисовать красивый портрет, быть портретистом, то начинаем подробно изучать анатомию лица, строение и пропорции. Отрисовывать множество портретов, смотреть мимику и все, что с этим связано. И так можно к каждому предмету, к каждому объекту такую ступеньку нарисовать. Если вы хотите владеть всем, то вы постепенно все и изучаете. Сначала выбираете что-то одно, учите его, потом второе, третье – и так развиваетесь. Но в идеале нужно, конечно, найти себе наставника. Для начала можно взять любого человека, и уже будет пример.
Например, Мария Шелкова поражает меня своими работами. Потому что когда она ко мне пришла на курс лошадей и прислала свои первые работы, я помню этих лошадок-стрекозок, большеглазых. И какие она лошадей выдала после курса – это действительно достойно уважения. Сейчас этот человек продолжает обучаться – ищет пути, возможности, чтобы не бросать это дело, а так же, планомерно, со мной проходить обучение. И, на самом деле, каждая ее работа – это рост. Также я могла бы взять любого другого ученика. Девчонки, мальчишки – не обижайтесь, если я вас не назвала! Каждый из вас достоин внимания, потому что у каждого из вас есть огромный рост тогда, когда мы идем постепенно.
Наставником можно выбрать любого, главное – его найти. Не обязательно живого человека себе найти. Вы можете взять того из художников, на которого вы хотели бы быть похожим. Шишкин, например, вам нравится. Тогда вы изучаете, что он писал, как он к этому пришел – его биографию, его историю. Идете по его стопам, постепенно нарабатывая навык. Конечно, с живым человеком будет проще, потому что он может вам реально что-то показать, рассказать и ответить на ваши вопросы. Но тут выбирает для себя каждый. Наставник обязательно нужен. Моим наставником был, конечно же, мой педагог по живописи и рисунку, Геннадий Алексеевич Сафронов. А если брать из героев, то мне нравился очень Тернер, до последнего времени, Констебл, Леонардо да Винчи, Ван Гог, конечно же… Я так долго могу перечислять, мне многие художники нравятся. В плане живописи Рубенс нравился и многие другие.
Я брала художника и смотрела, как он к этому пришел, какая у него школа, сколько он лет учился. Когда вы возьмете любого художника, то увидите, что у него во-от такая школа, прежде чем он начал выдавать великие работы. И вы должны понимать, что у вас тоже должна быть вот такая школа, чтобы выдавать великие работы. Но главное – начинать и не бояться, потому что уже на ранних этапах у того же Ван Гога получались неплохие работы, которые заслужили внимание и висят в музеях. И ваши работы также будут вашей историей, вашими шажками, на которые вы будете смотреть и видеть ваше развитие. Это очень здорово!
Поэтому рисовать может каждый – в любом возрасте, любой профессии. Главное – поставить себе цель, найти наставника, составить план и планомерно учиться. И главное – рисовать, все это запоминать. Потому что разговаривать, читать, думать, мечтать – это одно. А когда берешь что-то в руки и начинаешь отрабатывать механический навык – это другое.
Вы должны помнить, что художник – это в первую очередь ремесленник. Художник – это тот же самый столяр, который выпиливает что-то из дерева. У него есть ряд инструментов и ряд правил, которые он использует, чтобы получить то или иное изделие. У художника то же самое. Конечно, художник более романтичен. Столяр тоже может быть таким, если создает свои художественные образы. Но чтобы создавать свои художественные образы, нужно накопить огромную базу. Потому что нарисовать картину – это как сварить борщ. Сначала нужно сходить за продуктами, что-то в холодильник положить, потом это достать, нарезать… Все же по рецепту делается. И у вас же не сразу вкусный борщ получится, не с первого раза. Поэтому тут все очень похоже. Нужно понимать: чтобы научиться всему, нужно время. И самое главное, вы должны уловить мою мысль: она не о том, что нужно огромное количество времени учиться, а о том, что вы можете это сделать, если будете учиться огромное количество времени. Надеюсь, подробно ответила на вопрос.

Юлия. Допустим, человек принял решение, что он хочет заниматься профессионально рисованием. И, я думаю, это правильное решение, если, допустим, человек работает на нелюбимой работе. Работает он по восемь часов бухгалтером или кем-то другим, и его профессия ему не нравится. И только лишь час или два, которые он в день занимается рисованием, а может, и в неделю, ему доставляют удовольствие и являются отдушиной. Эта ситуация, наверное, не правильная. И если человек решается ее изменить, то какие шаги ему сделать? Может, иллюстратором попробовать или дизайнером? Вот что ему сделать, чтобы был какой-то постепенный переход от нелюбимой работы к любимой? Понятно, что когда человек только начинает рисовать картины, нельзя сразу их выставлять или использовать в иллюстрации для книг. А когда он уже достиг определенного уровня, как ему продвинуться в том, чтобы сделать это своей профессией или, как минимум, небольшой подработкой?

Дарья. Вопрос очень интересный. Вообще, если взять меня, то я не сразу после ВУЗа пошла работать по специальности, так как, вы понимаете, что после ВУЗа со своими корочками учителя ИЗО у меня была одна дорога – это школа и двенадцать тысяч рублей в месяц. Я понимала, что это очень мало, даже для моего небольшого города. Ты работаешь полный день, 5/2, и получаешь вот такие деньги. На тот момент меня это не устраивало, и я пошла работать менеджером. Я была продавцом – бегала, продавала рубашки, платья, общалась с клиентами и зарабатывала в три раза больше, чем учитель ИЗО. График у меня был 5/2, конечно же, на работу я ходила не с большой радостью, но нужно же было где-то работать и себя содержать. И два дня я занималась тем, что рисовала под заказ.
Вообще, когда вы только начинаете свое творчество, не стесняйтесь показывать свои работы. То есть вы берете, создаете творческий профиль в Инстаграме или профиль Вконтакте и выкладываете свои работы, пишете описания. И не стесняетесь продавать свою работу, даже если считаете, что она неудачная. Возможно, именно ваша работа подойдет кому-то в интерьер, найдет отклик в чьей-то душе. То есть работы есть разные. Опять вернемся к Ван Гогу. Если посмотреть на картины Ван Гога, то они не отличаются академизмом и точностью построения предметов, но его работы цепляют. Поэтому вы также понимайте, что не нужно прямо сейчас ставить себе планку: «Я хочу работы как у Шишкина, и только тогда я буду их продавать!». До этого еще долго. Но уже сейчас творчество нужно показывать. Даже если вы картины не продадите, то, возможно, получите заказ написать какую-нибудь картину к определенному интерьеру. Возможно, вас попросят сделать иллюстрацию к книге. То есть, вас найдут, вас увидят. Главное – не стесняться и показывать.
Когда я еще в ВУЗе училась, я поняла одну истину: не самый талантливый человек – самый известный; самый известный человек – самый наглый. На самом деле, многие творческие люди, которые очень талантливы и пишут замечательные картины, они боятся показать свое творчество миру, и поэтому остаются в тени. А многие художники, которые кричат о супрематизме и пытаются идти в ногу со временем, становятся очень известными. И такие картины после смерти автора продают за огромные деньжищи.
Поэтому не бойтесь и показывайте свои произведения. Так и я, создала свою группу Вконтакте, начала брать потихонечку заказы. Одна картина, вторая картина. Тут портрет, там шарж. И как сарафанное радио это разлетается. Людям нравится, они рассказывают друзьям. И в вашей группе появляется больше людей, и у вас появляется больше заказов. Я работала 2/2, и у меня получалось так, что вот этих двух дней выходных мне было просто мало для выполнения заказов. Так прошло полгода. То есть, полгода я проработала на работе – у меня даже запись есть в трудовой книжке. Потом я с нее ушла, потому что поняла, что уже могу зарабатывать своим творчеством. Тогда я связала свою жизнь с онлайн-преподаванием, чему несказанно рада, что занимаюсь этим до сих пор и не жалею ни о чем. То есть надо просто начать.
Вас заметят, если вы обладаете харизмой, умеете разговаривать на камеру и правильно умеете объяснять, подавать материал, тот, который вы усвоили, то вы тоже сможете стать педагогом. Тут нет каких-то сложностей. Вы можете готовиться к каждой теме и ее подробно преподавать – так все и делают. Поэтому не бойтесь, и главное – начать. Надо показывать свои работы. Возможно, в вашем городе в скором времени откроется ваша выставка. Все возможно. Главное – не бояться и делать!

Юлия. Даш, следующий вопрос нас очень интересует. Ты ведешь занятия онлайн, причем очень интенсивно – это и разовые занятия, и курсы, и даже школы, где люди учатся годами, а также ведешь очные занятия у себя в Кирове. И уже наблюдала, что происходит там и там. Вот если человек имеет возможность заниматься только онлайн, мы видели, что результаты очень достойные могут быть. Человека, вроде бы, никто за руку не держит, а картины получаются прекрасные. Стоит ли ему искать возможность в своем городе хотя бы иногда посещать очные занятия, мероприятия? Или не в своем городе, а как раз ехать, например, к нам на «Ночь Ван Гога» в Москву, чтобы лично поговорить с педагогом и показать ему картины? Либо в этом необходимости нет? Вот какой твой совет, может ли без прямого контакта с педагогом вырасти хороший профессиональный художник, или этого контакта все-таки нужно искать?

Дарья. На этот вопрос сложно ответить однозначно, потому что, сколько людей, столько и мнений. Я поделюсь своим мнением, потому что считаю, что без живого общения и без того, чтобы глазами уловить, как педагог накладывает мазок – нереально, в моем понимании. Онлайн – это одно. Онлайн ты узнаешь правила, технику смотришь, но педагог не видит твою работу. Я вижу в итоге только фотографию, я могу подсказать только с помощью графического редактора, подправить, то, что я хочу. Но не всегда человек может это уловить. Есть люди, которым достаточно живого общения с художником, чтобы показать ему работы и услышать критику. Этого будет достаточно для роста. Есть люди, которым обязательно нужно живое общение хотя бы изредка, чтобы ему показали, именно как правильно накладывать мазки. Потому что из видео не все могут усваивать. Есть люди, которые могут, и им этого достаточно. Но для развития не только ремесленного механического навыка, но и духовного, как художника (нужно же развиваться разносторонне), нужно посещать мероприятия, связанные с вашим направлением. Нужно читать книги, нужно изучать историю искусств. То есть все-все это делает из вас художника, меняет ваше мировоззрение и восприятие мира, когда ты смотришь уже через призму знаний. И эти знания дают как раз такие вот очные мероприятия. Поэтому я считаю, что они обязательно нужны.
Если в вашем городе проходят какие-то живые мастер-классы, у вас есть свои художники, которые дают свои мастер-классы, — иногда их посещать стоит. Потому что на живом занятии вы сможете вживую задать вопрос. Художник сможет к вам подойти и с вашим вариантом поработать. Конечно, на моих живых занятиях я не беру кисти за учеников, я за них не рисую. У меня немножко другая методика преподавания. Кто-то берет за вас кисть и дорабатывает вашу работу. С одной стороны, это тоже полезно, чтобы вы увидели, как именно наносит мазок художник, как он исправляет ситуацию. Но лучше, работая с человеком, улавливать его движения, даже манеру подачи и общения. Потому что, если вы хотите быть педагогом, а не просто художником, то это очень важно – найти такого человека, которого интересно слушать, который правильно преподает материал, держит аудиторию. Тоже это полезно почерпнуть из живых занятий.
Тот, кто придет на «Ночь Ван Гога», сможет почувствовать разницу преподавания. Потому что будут разные художники-педагоги, у них своя стилистика общения с людьми, свой способ подачи материала. То есть вы сможете лично увидеть и почувствовать – что вам ближе, какое направление ближе, что именно дает вам отклик в вашей душе. И также увидеть разные техники, разные манеры исполнения картин, и на сравнении вы увидите, что вам ближе, что вам больше нравится.
Вообще, я считаю, что если у вас нет возможности посещать дорогостоящие мастер-классы, достаточно ходить на выставки, на какие-то семинары. Не только же художники дают такие практические мастер-классы. Есть еще теоретические мастер-классы, где вы можете просто пообщаться с человеком и задать ему ряд вопросов. Постепенно искать пути выходов. Потому что, когда у человека есть определенная возможность, нужно за нее хвататься. Всегда. Если у вас нет возможности, то нужно искать пути обхода. Есть люди, у которых нет возможности каждый день ездить в студию рисовать. И есть путь обхода – онлайн обучение, которое здорово это заменяет. Иногда, когда появляется возможность, стоит посетить и живое занятие, потому что эта энергетика, этот настрой, это вдохновение вам передастся, и вы почувствуете разницу онлайн и живого занятия. Потому что здесь художник видит ваши глаза.
Я обожаю свои живые занятия за то, что я вижу глаза и вижу отклик в глазах своих учеников. Я вижу, что у них получается, и как они этому радуются. Не один чат в мире не передаст мне вашего настроения, что вы чувствуете, когда рисуете картину. Сколько бы я вам вопросов не задавала. В этом и вся соль. Поэтому обязательно участвуйте, если есть возможность – это огромный опыт, который поможет вам развиваться в вашем направлении.

Юлия. Мы говорим об обучении взрослых. Но у нас, в проекте РИСУЙ, приходит очень много детей, подростков, они очень нас любят. Ну и также ты занимаешься и онлайн, и очно, как с детьми, так и со взрослыми. В чем отличие? Мне кажется, что отличие обучения взрослых от обучения детей в том, что взрослые люди приходят уже со своим багажом знаний. Они уже не чистый лист, на котором можно что-то писать. Плюс они приходят в часы отдыха, когда у них силы уже потрачены на работу или на уход за маленькими детьми. Вот говорят, что у детей процесс обучения должен быть построен в виде игры, а мне кажется, что у взрослых он тоже должен быть достаточно живым, простым, вдохновляющим. Вот как, по-твоему, каковы отличия в обучении взрослых и в обучении детей? Кто из них обучается легче, кто – тяжелее? Что ты, например, советуешь делать взрослым, когда они учатся? Что им нужно делать?

Дарья. Вообще, я бы делила на три категории: дети, подростки и взрослые. Я считаю, что это кардинально разные пласты, к которым нужен свой подход. Взрослые – это отдельная тема, у них куча каких-то своих проблем, заморочек. Работа, дом, семья – все это в голове. У современного взрослого человека в голове помойка, извините. Вот это все крутится, куча мыслей. Человеку сложно даже отвлечься и настроиться на работу: «Все, я пришел, я рисую». Со взрослыми людьми нужно больше разговаривать, как я считаю, надо их больше спрашивать. Потому что вот эта недосказанность внутренняя, она гложет. И если ты просто, всухую, даешь материал, даже в виде игры: «Вот, эгей, мы рисуем!» — то, что так нравится детям, — то взрослым это не понравится. Они скажут: «Да ну, зачем все это? Все это слишком просто, и она нас не слушает. Как она к нам относится?!». К ним нужно относиться с пониманием: давать высказаться, рассказать, как у них прошел день. Отнестись с пониманием. Если мне ученик пишет: «Ну не могу я, устала. У меня нет времени, я сделала только три зарисовки», — я говорю: «Окей, здорово! Три зарисовки – это тоже супер! Ты нашла время – ты молодец». Не нужно это мимо ушей пропускать.
Со взрослыми, на мой взгляд, работать проще. Относиться к ним с пониманием, когда-то сделаеть урок на полчаса позже, чтобы они успели прийти с работы, поужинать и сесть за работу. То есть, нужно входить в их положение и понимать, что, да, так устроена жизнь – бытовуха окружает каждого. И давать им материал тоже планомерно. Если ты дашь слишком просто, то взрослый человек, в силу того, что он уже умеет писать от руки быстро, может нарисовать более сложную работу, чем ребенок, который писать так еще не умеет. Как я говорила, рисовать – это значит иметь хороший механический навык, хорошо отработанную руку. И в то же время, не нужно давать слишком долгую работу, чтобы у человека не было ощущения, что это каторга, и скоро ли это закончится. Поэтому общаться с людьми нужно. И в игры играть – это, я считаю, именно, для детей.
Подростки – это тоже отдельная тема. У подростков свое: максимализм, «Я! Да я должен!». Тоже нужно относиться с пониманием. Вообще, к каждому возрасту нужно относиться с пониманием и, главное, слушать. Не надо смотреть через призму творчества своего: «Вот я! Я такие картины создаю! А вы что? Давайте, тоже начинайте!». Если с такой политикой подходить к людям, ничего не получится. Нужно подходить с пониманием, потому что я тоже не сразу начинала. Я помню свои первые работы, первые ошибки. Я понимаю, что будет и творческий кризис. Я понимаю, что будут темы и неинтересные. Потому что не все темы интересы, которые нужно изучать. Надо с людьми просто разговаривать и объяснять, зачем им это нужно. Когда ребенок, он не может понять, зачем ему это нужно. Ему просто весело, и он это делает. У подростков: «Да зачем мне это надо?! Я хочу только портреты рисовать! Давайте мне это только! Зачем я лишнее буду изучать?». Тоже сложно объяснить. А взрослому, когда ты подробно объясняешь, зачем ему это надо, он понимает и начинает вместе с тобой создавать картины.
Когда ты делаешь такие «минутки общения», даже просто узнаешь, какая погода за окном, уже приятнее работать. Поэтому если вы собираетесь работать со взрослыми людьми, то помните, что общение – это залог хорошего педагога. А уже сквозь это общение вы должны давать завуалировано материал. На примере, на своем примере. Заставляйте их себя щупать, трогать – чтобы они были заняты, чтобы у них шел мыслительный процесс. Чтобы вот эта, как я сказала, помойка в голове, остановилась, и голова начала работать в одном направлении. Только с помощью разговора. Но это мое мнение, из моего личного опыта.
Ну а дети… Дети – это отдельная тема. С детьми надо даже бегать и прыгать на занятии, чтобы они заинтересованными оставались. С ними нужно играть, и играть постоянно. Как только вы начинаете с ними разговаривать – все, мыслительный процесс у них убегает, они уже забыли про рисование, им неинтересно, они уже пошли своими делами заниматься.
Поэтому я выделяю себе три пласта, еще раз повторюсь, — это дети, подростки и взрослые. И считаю, что совершенно разный подход к каждой группе. Вот.

Юлия. Следующий вопрос – про время. Очень часто мы сталкиваемся сейчас с тем, что взрослые люди, которые учатся рисовать, говорят о том, что у них нет времени. А если появляется минутка, то в эту минутку уже не до рисования – нет вдохновения. То есть люди ждут какого-то особого прихода музы, чтобы порисовать. А если они нашли какую-нибудь свободную минутку после работы, то муза не приходит. Я слышала от многих педагогов, и я думаю, что ты это сейчас подтвердишь, что вдохновения ждать не нужно – нужно отрабатывать практику. Когда придет вдохновение – рисовать какую-то эпохальную картину. Но навыки все равно нужно отрабатывать. И вот если есть, действительно, минутка в прямом смысле, или пять минут, или полчаса – вот как взрослым найти в себе эти силы для того, чтобы заниматься творчеством? И для того, чтобы заниматься приобретением навыков для этого творчества? Может, разделим эти понятия, или они неразделимы? Вот как для себя ты решаешь этот вопрос? Я знаю, что у тебя основная работа связана с творчеством, с рисованием, с преподаванием рисования. А если у человека не связана, то, как ему настроить, может, себя на определенный лад, чтобы заняться тем, к чему лежит душа?

Дарья. Тема интересная. Да, если взять меня, то мой профиль – это художник-педагог. То есть большую часть времени я занимаюсь съемкой онлайн-уроков, их монтажом, проведением онлайн-уроков, комментированием работ учеников. Я стараюсь заниматься этим как работой. С утра я позавтракала, зарядка, душ – и начинаю работать. Потом, вечером, я как бы отдыхаю. И на самом деле, для моего творчества – вот, меня муза посетила и вдохновила порисовать, — у меня очень мало времени. В основном, я рисую для работы. То есть вы должны понимать, что тут нет вдохновения и творчества. У меня есть задача и я ее выполняю – объясняю определенным людям, как нарисовать. Я показываю, рассказываю, и мне это нравится – это моя работа. Но вы не должны думать, что каждая работа – это мое вдохновение. Это просто мой механический отработанный навык. Вот как бухгалтер составляет план работы – у меня то же самое. Просто я делаю немного другую сферу деятельности, но это та же самая работа. Любимая, отметим. Но на самом деле у меня мало времени, чтобы создавать рисунки для себя. Меня спасает, конечно же, скетчбук. И вообще, ведение всевозможных творческих страниц. И мне помогают работы, которые висят у меня перед глазами. Когда ты смотришь на то, что ты создал, тебе хочется еще и еще повесить и посмотреть. Я часто работы меняю, определенные добавляю, определенные убираю, чтобы смотреть и понимать, что «я могу!» и «давай еще!». Чаще всего я стараюсь во время завтрака делать зарисовки. Когда мы кушаем, многие из нас смотрят телевизор. Вообще, я бы советовала телевизор не смотреть, потому что он занимает огромное количество времени. В моей квартире телевизора нет, и если мне надо что-то посмотреть, то я смотрю в Интернете. За завтраком делать зарисовки, а также иметь творческий дневник – такую творческую книжку, где вы делаете зарисовки, — очень полезно. И вообще, как это ни странно, может, кто-то меня не поймет, но элемент того, что ты можешь показать, тоже срабатывает. Потому что когда к вам приходят гости, вы достаете не замусоленный фотоальбом с фотографиями, а достаете свой скетчбук и показываете: «Вот, чем я занимаюсь». Человек листает и говорит: «О, здорово, у тебя получается!». Это тоже подбадривает. Потому что одобрение от окружающих нужно каждому человеку.
Если вы занимаетесь обучением, то есть определенные задачи, которые подстегивают. Например, моих учеников мотивирует рисовать введение баллов. У нас проходит занятие, я даю домашнее задание, и за каждое выполненное домашнее задание начисляю балл. То есть нужно собрать все баллы, и после того, как ты закончил курс, ты можешь эти баллы обменять на бонусы в дальнейшем обучении.
Если вы работаете с педагогом, то это тоже подстегивает, потому что есть кому показать. Когда вы рисуете «в пустоту», и вам некому показать, и вы не чувствуете, что кто-то ждет вашей работы, конечно же, вы время не найдете. А, как я уже сказала, я жду работы и проверяю их каждый понедельник и среду, выставляю все в табличку с баллами, ученики уже ждут этого времени и к этому времени стараются порисовать. Если они не могут, то пишут: «Я не могу, только одну зарисовку сделала, и больше времени нет». Я их и за эту зарисовку хвалю, потому что человек стремится, человек что-то делает.
Чтобы постоянно рисовать, нужно найти себе, еще раз говорю, наставника. Нужно найти цель – зачем я это делаю. Нужно найти зрителя. Даже если ваши близкие не одобряют, то вы ищите какую-нибудь подружку, друга, который будет оценивать ваши работы, и самое главное, оценивать здраво. Без какой-то резкой критики, потому что резкая необоснованная критика влечет за собой губительные последствия для художника, так как творческие люди, они немножко ранимые в душе. И идеально, конечно же, найти школу, где будут задавать домашние задания, чтобы вы понимали, что это нужно, и этого от вас ждут.
Если у вас нет школы, нет времени на обучение, то вы тоже должны себе ставить какие-то цели. Например, говорить, что этот месяц я занимаюсь отработкой механики движения рук. Я изучаю кисти – строение, анатомию кистей, начиная от косточек и до мышечных, мягких тканей. Все это изучаю. То есть вы ставите себе план и говорите, что за месяц я должна отрисовать столько-то рук, столько-то кистей – и идете к этому. Вот перед вами план. Без этого – никак.
Без системы образования не существует. Система образования у нас с давних времен действует, и не просто так. Если вы хотите просто для себя рисовать, как хобби, то вы рисуете тогда, когда вас посещает муза – раз в месяц или раз в два месяца. Если же вы хотите систематически обучаться и получить навыки в короткие сроки — научиться рисовать, стать педагогом, художником, не знаю, какую цель вы поставили, — то тут только система. Без системы – никуда, только она будет вас подстегивать к действиям. И какую систему вы выбираете для себя, это, конечно же, от вас зависит. Либо вы выбираете школу, либо вы выбираете самостоятельное обучение. Но и то, и то подразумевает систему, которая и будет вас подстегивать делать зарисовки.
Даже если брать Юлю, она много раз рассказывала, что даже когда у нее дочка была маленькая, она старалась делать зарисовки, пока она спит. Тоже очень здорово. И вы ищите этот момент, когда знаете, зачем вам это нужно. Когда вы не знаете, зачем вам это нужно, вы найдете тысячи отговорок, чтобы этого не делать.

Юлия. Ну и в заключение, какие твои пожелания взрослым людям, которые начали заниматься творчеством, которые видят в этом отдушину? У которых уже получается или не получается, которые только-только начинают, какие твои пожелания, может, вдохновляющие фразы? Скажи, очень интересно.

Дарья. После такого вопроса и пожелания у меня сразу всплывают в памяти слова моей мамы, которая сказала мне: «Любой может все — если ты это хочешь, то ты это сделаешь». Потому что, на самом деле, и Рим не сразу строился. Все идет постепенно, все идет шаг за шагом. Это как эффект крыла бабочки: вы делаете маленький шажочек, и он влечет за собой все большую и большую волну. И вы должны понимать, что вы это сможете. Да, не сегодня, да, не завтра. Но, может быть, уже и послезавтра. То есть если вы начнете обучение, если вы найдете свою систему, найдете своего педагога, у вас все получится.
Вы должны понимать, что в вас верят, и это вас должно вдохновить. В вас верю я, потому что я считаю, что рисовать может каждый. Каждый ученик для меня – это художник. Я вижу его результаты и довольна до чертиков. И вы так сможете. Главное – начать. И вы никогда не вдохновите себя мыслями: «Вот, я начну обучение, буду писать красивые картины, буду вешать их на стену, у меня будет своя выставка и свои ученики, я брошу работу…». То есть, когда вы настраиваете себя позитивными мыслями, это, конечно, приятно и здорово, но такая мотивация очень быстро пропадает.
Вы должны мотивировать себя антимотивацией. То есть вы должны смотреть на себя в будущем и думать: «Что будет со мной, если я не буду заниматься творчеством? Чем я буду заниматься? Я буду продолжать ходить на нелюбимую работу, вставать рано утром и в серый день идти работать, заниматься делами. Вот, у меня будет это и это, и не будет этой отдушины». Такая антимотивация, когда вы будете понимать, что без творчества ваша жизнь станет неинтересной, она вас больше подстегнет развиваться в данном направлении. Это мне очень помогает, когда я думаю о том, что я сегодня не буду это делать. Не буду я сегодня дописывать картину, я лучше полежу, отдохну, ничем не буду заниматься. Тогда я сразу думаю, что если не буду этим заниматься, то эта картина будет пылиться, и я ее не закончу, а, возможно, это будет какая-то интересная работа, но так и будет у меня лежать в долгом ящике. Зачем мне это нужно? Я иду и доделываю.
Поэтому вы должны понимать, что любой может все. Если вы не будете это делать, то никто не придет и не сделает это за вас. В вашем мире, в вашей жизни возможно все. И вы главный деятель вашего мира, вы главный герой. И вы должны понимать, что если не вы, то никто. Вокруг вас кружится этот мир. И вы его, так сказать, крутите вокруг себя своими действиями. А если будете бездействовать, то крутиться он будет вокруг кого-то другого.
Обязательно улыбайтесь себе, глядя в зеркало. Говорите себе: «Я все могу». Обязательно повторяйте себе, что рисовать может каждый. Окружайте себя творчеством: творческими работами, книгами, ходите в музеи. Окунитесь в эту атмосферу, начните жить как художник. Если ты хочешь кем-то стать, то начни жить как этот человек. Хотите стать художником – начните рисовать каждый день, хотя бы понемножку. Вставайте пораньше, ходите на выставки, купите себе книжку творческую и почитайте про жизнь художника. Сделайте себе мини-мастерскую, какую-то полочку творческую. То есть вы начните жить как художник. И это закрутится вокруг вас, и обязательно все ваши работы последующие будут лучше, лучше и лучше с каждым разом. Главное – двигаться вперед!

Юлия. В двадцатых числах апреля ты приезжаешь в Москву. Мы все очень ждем этого события, ты будешь выступать у нас на «Ночи Ван Гога». Расскажи, пожалуйста, что нас ожидает на этом мероприятии, что мы будем рисовать? Можно ли будет принести свои картины с собой посетителям, особенно картины, написанные на твоих мастер-классах, чтобы поделиться с тобой, пообщаться? Расскажи, пожалуйста, об этом.

Дарья. Да, совершенно верно, я с удовольствием уезжаю из своего города и еду в Москву на «Ночь Ван Гога». Это такое огромное, глобальное мероприятие, чему я безумно рада. Мои темы выступления – это импрессионизм, импрессионизм вокруг нас. И я буду вести тему именно о мимолетной технике живописи, об импрессионизме. И покажу вам, как с нуля создавать картины, как брать сюжеты – и из головы, и из фотоматериала, и из работ других художников. То есть, мы об этом поговорим, создадим «Звездную ночь» Ван Гога, порисуем, пообщаемся.
Если вы принесете свои работы, я буду только рада, потому что отвечать на конкретные вопросы, разбирать конкретные примеры намного интереснее. Поэтому обязательно делитесь вашими работами, принесите – посмотрим, пообщаемся. Отвечу на все ваши вопросы, нарисуем замечательные картины. Если со мной сделают дополнительный день, то это будет вообще замечательно. Я постараюсь выложиться для вас на все сто процентов, чтобы вам было интересно, весело и, главное, познавательно. Конечно же, в ходе работы я буду работать с каждым. Буду подходить, давать советы и постараюсь передать вам всю эту атмосферу живого мастер-класса, который у меня проходит в городе. Потому что на самом деле это интересно, это захватывает, и время летит незаметно. Поэтому, думаю, что Ночь Ван Гога пролетит как один миг, который захочется повторить вскоре еще раз.

Юлия. Хорошо, Даш, мы очень ждем тебя в Москве. 22, 23 и 24 апреля будет происходить наше мероприятие. А также ждем всех, кто тебя любит, знает и с удовольствием встретится с тобой. Мы, действительно, очень ждем. Пожалуйста, приезжай, и до встречи на фестивале «Ночь Ван Гога» в Москве. А для всех наших посетителей ссылочка на фестиваль ниже. Можно будет даже сейчас, и даже нужно, заказывать билеты. Все спикеры уже собираются из разных городов, из разных стран. Мы очень ждем этого мероприятия. Пожалуйста, приобретайте билеты и приезжайте на нашу встречу-фестиваль «Ночь Ван Гога». С вами была Юлия Чудакова, проект РИСУЙ.

Ссылка на фестиваль «Ночь Ван Гога»

Добавить комментарий