Творчество Клода Моне: как поймать впечатление
Больше полутора столетий назад сельские жители в окрестностях Парижа нередко встречали странного молодого человека в запачканном красками плаще и с этюдником на плече. Бывало, в поисках живописных пейзажей он забирался в безлюдные уголки предместий французской столицы. А бывало, пытался запечатлеть картины повседневной жизни поселян, собирая вокруг себя толпу зевак.
Это был Клод Огюст Моне, ставший одним из основателей нового направления в европейской живописи – импрессионизма. На протяжении всей жизни творчество Клода Моне было подчинено попыткам запечатлеть ускользающие мимолетные состояния окружающего мира, прежде всего — видов природы, поймать впечатление от мгновения.
Сын бакалейщика из Гавра, Моне начинал с рисования простых работ: шаржей и карикатур, которые и выставлялись в лавке отца для привлечения внимания. Но первые же пленэры со старшими товарищами изменили все: здесь он впервые осознал бездонные возможности живописи и ощутил свое призвание. Во время обучения в Париже молодой художник познакомился с группой единомышленников, среди которых были Мане, Ренуар, Сислей, Базиль и другие. Теперь писать на натуре с мольбертами они ходили вместе. Это были те еще приключения — погода менялась, на холсты налипали насекомые, люди в лесу удивлялись, наконец, что это тут происходит?
Итак, компания молодых «бунтовщиков» взяла за правило работать над картинами на открытом воздухе, в то время как мастера старой академической школы делали на пленэре преимущественно эскизы и наброски. Выйдя из мастерской, художник сталкивался с непривычными условиями. Постоянно меняющиеся освещение и атмосфера, всплески ярких бликов, отсутствие четких контуров – все это заставляло искать новые приемы в живописи. В своем творчестве Клод Моне и другие импрессионисты использовали наложение мазков чистыми красками, а смешение цветов происходило за счет особенностей человеческого зрения. Изображение на холсте можно было воспринимать, только отойдя на некоторое расстояние от картины.
Этот стиль оказался настолько непривычным для того времени, что вызвал резкое неприятие в обществе. Больше пятнадцати лет понадобилось публике, чтобы принять и оценить творения великого мастера.
Вершиной творчества Клода Моне стали серии картин с одним и тем же пейзажем, но в разное время суток и при разном освещении. Для их создания художник устанавливал рядом несколько мольбертов и переходил от одного к другому вслед за движением солнца.
Одна из самых известных серий картин с изображением Руанского собора вобрала в себя все идеи многолетнего творчества – Клод Моне своими работами пытался показать мимолетность и иллюзорность цвета. Глядя на эти полотна, мы вместе с художником задаемся вопросом: «А возможно, и весь мир вокруг нас – большая иллюзия?».
*На обложке: картина Клода Моне «Впечатление. Закат солнца»